Интервью с Сергеем Лабутиным (Ether Dale)


ether dale

Сегодняшний гость нашей виртуальной студии, эксперт и пионер в индустрии крипто игр Сергей Лабутин. Сергей – исполнительный директор геймдев студии Ether Dale.


Не будем долго ходить вокруг да около и сразу перейдем к самому важному.

Сергей, расскажите, пожалуйста, немного о Вас и Вашей команде. Что повлияло на решение создавать игры с использованием блокчейна? И есть ли у Вас опыт работы над подобными проектами?

В первую очередь, я энтузиаст и люблю заниматься новыми прорывными технологиями. Я занимался изучением искусственного интеллекта на базе нейронных сетей, создавал высоконагруженные онлайн режимы к играм. Первую игру можно сказать создал в соавторстве с “другом по несчастью” в 16 лет, когда попал в больницу с воспалением легких на три недели. Это была стратегия на бумаге со сложными правилами и я наивно полагал, что на курсах по программированию меня научат делать игры. Мой преподаватель, когда узнал об этой идее, посоветовал дождаться университета. В университете также мне не помогли, оказалась что программировать не значит делать игры. Волею судьбы я попал в компанию которая занималась портированием игр, я до сих пор помню первый цветной телефон nokia 3510i с экраном всего 96х65, и зачем я только это помню. Далее был долгий путь к блокчейн технологии. Я занимаюсь этим, потому что данная технология находится на острие новейших технологий, а это моя страсть. 

Первый наш проект Ether Quest был классическим стартапом. Это были шесть человек, которые загорелись идеями блокчейн-сообщества. У нас был потрясающий опыт: мы работали без выходных, без отпусков, по 16 часов в сутки – и результатом стала игра, которую мы сделали всего за три месяца и которая вобрала в себя идеологию блокчейна. Потом мы сделали отдельный проект в виде эксперимента CryptoAlchemy, но на тот момент у нас закончились деньги на разработку, а всем хотелось спать и кушать и на какое-то время приостановили работу, для меня это стало важной точкой, чтобы начать действовать более профессионально и организовать все. 

Каждого кандидата я утверждал лично, и первое, на что смотрел, – чтобы человек стремился создать что-то новое, чего до этого не сделал никто. Еще, что тоже немаловажно, каждый член нашей команды до этого долго работал в аналогичной позиции и имеет большой опыт и знания в своей области. 

Сейчас у нас в команде 24 человека. Это не просто люди, это команда профессионалов, которая строит будущее уже сейчас. Мы больше трех месяцев искали и отбирали лучших из лучших, а потом потратили еще примерно месяц, чтобы погрузить их в мир блокчейна.

Какие уроки Вы извлекли от работы над Ether Quest?

Это был наш первый игровой проект для блокчейна. Мы сделали ложные предположения основываясь на общем духе того времени. Что вся логика должна быть в блокчейне, что всем нужна анонимность, что ассеты будут пере-использоваться в разных играх. Также мы допустили миллион ошибок выбирая одну сырую технологию вместо другой не менее сырой. Сделали много ошибок также выстраивая инфраструктуру бэкенда и серверного кода. По сути на CryptoAlchemy мы доказали что другой подход и пул других технологий работают в 100 раз лучше и надежнее. Сразу хочу оговориться, для тех кто начнет сейчас пробивать в поиске, мы обещали 10% от проекта отдать на благотворительность, на данный момент я из собственных денег удвоил всю собранную на нем сумму и направил на благие дела. Это послужило технологией на базе которой мы стали строить Glitch Goons

Насколько важен криптогейминг по Вашему мнению, для всей блокчейн-индустрии и какие препятствия видите для его развития?

Давайте очень внимательно разберемся. Игры зарабатывают и так достаточно, без какого-либо блокчейна и крипты. Блокчейн как технология должна и будет использоваться с одной целью в конечном итоге, хранить запись о владении чем-либо. Будь то кадастровая запись о владении землей или игровой меч. Поэтому я считаю блокчейн войдет в гейминг как метод хранения и смены парадигмы от аренды аккаунта и предметов к их владению. Вся история человечества говорит о том что люди не хотят пользоваться чужим, они хотят лично владеть. Почему так много ажиотажа вокруг гейминга в блокчейн сообществе? Все просто, сейчас люди владеют криптой, а ее очень сложно потратить в обычном мире, а блокчейн игры дают такую возможность, в конечном итоге никому не нужна крипта, всем нужны эмоции, а игры изначально дают огромный диапазон эмоций игроку.

Ваша любимая криптовалюта?

Bitcoin – нельзя писать игры, зато я считаю что он станет эквивалентом цифрового золота, его ограничения в скорости будут еще больше увеличивать его ценность, как бы странно это не звучало, а также сравните с обычными слитками золота. Их тоже мало и никто не поменяет их на другой дорогой эквивалент, например, палладий. Для игр не существует еще блокчейна, он обязательно появиться в перспективе 5 лет, вряд ли раньше. А до этого момента нужно будет как-то жить. Также я очень большие надежды возлагаю на TON, если у Павла Дурова получиться построить платежную систему, это сделает этот блокчейн самым перспективным.

Случится ли когда-нибудь такое, что app store и play market позволят добавлять игры в свои магазины приложений, в которых используется продажа NFT за крипту? Есть ли этому альтернатива?

Да, такое случится если будет спрос. Тут важно что сейчас крипта это 0.0000001% от прибылей гугла. Это ничтожно мало, чтобы обратили внимание гиганты, но как только цифры вырастут в 100 000 раз, на свет появится Google Blockchain и Google Stable Coin. Но никогда такие крупные организации не позволят работать через сторонние денежные системы.

В последнее время в коммьюнити, особенно у тех кто активно пользуется даппами, складывается впечатление, что ethereum серьезно сдает позиции. Пока это затрагивает только гэмблинг и “децентрализованные биржи”. Есть даже сегмент игроков, которые “ни в какую” не захотят играть на этой платформе. При этом подавляющее большинство новых криптоигр по-прежнему выходят на ethereum. Как Вы считаете, с чем это связано, будет ли это продолжаться и какие козыри есть у ethereum (сейчас или в будущем)?

eos, ethereum

Виталик Бутерин достаточно известная личность с хорошим видением будущего. Сейчас все зависит от того выпустят ли они хорошее обновление. Сама платформа не виновата, что EOS, который благодоря этому блокчейну собрал 4 000 000 000 долларов, стал целенаправленно дампить стоимость эфира, ведь в одних руках собралась значимая доля эфира и разумеется, слить конкурента, кто бы не воспользовался? Я не считаю что EOS заменит AWS, сама концепция абсурдна с самого начала, но так много людей поверило, что страшно поверить. Для игр это не лучшая платформа, потому что в конечном итоге их технологические проблемы будут расти, а вместе с ними и цены на RAM и CPU. Однако игры будут делать под все блокчейны, но под эфир игр будет выпускаться гораздо больше, так как язык программирования проще. Кто реально его может вытеснить, так это Tron, Neo и другие, кто имеет поддержку солидити. Важно понимать что на данном этапе у них миллион багов и я сейчас говорю в лучшем случае о конце 2019 года.

Недавно Вы запустили игру Glitch Goons. Что вдохновило вас на создание этой игры?

glitch goons

 

Частично я ответил выше. Я люблю хардкорные игры, много играл в браузерные игры в начале 2000-х, также люблю скилованные игры. Разумеется, когда я могу не просто играть, а создавать, я хочу отталкиваться от того что я умеею лучше всего, что драйвит меня по жизни. В моем сознании создать игру, в которую я сам не буду играть, наверное худшее занятие в мире. Я всю жизнь занимался играми, однажды я встречал новый год играя в контру. Поэтому нет четкого происшедствия побудившего меня, я просто не мог никак иначе.

Какие ключевые особенности есть в игре, какие инновационные подходы вы применили и как игроки смогут в ней зарабатывать?

Начну ответ с заработка, тут наверно отвалится половина читателей, игра это метод получения эмоций и заряда энергии, это не форекс. Поэтому здесь как в покере, в плюсе останется тот у кого лучшее понимание и лучшая стратегия. И разумеется, чтобы кто-то выиграл, кто-то должен обязательно проиграть. Теперь хочу ответить про инновации, которые мы уже привносим в крипто мир. Первая наша инновационная идея заключалась в идеи мульти-блокчейна. Мы на конференции в Минске представили эту идею публике. Да уже есть команды которые реализовали эту концепцию в жизнь раньше нас, но мы новаторы и не останавливаемся в своем видении и не зацикливаемся. Вторая идея которая выросла в стенах нашего офиса, это side-chain второго поколения. Мы также скоро на конференциях это представим широкой аудитории, но вкратце – это что-то наподобии loom, по своей идеологии. Боковая цепь, которая обратно в блокчейн записывает общее изменение баланса, а не каждое действие. Но loom работает только в Ethereum, второе поколение в нашем понимании это сторонняя мульти блокчейн цепочка. Ну и последнее что мы делаем это игра которая будет полностью легальна на мобильных устройствах, это полностью free-2-play. Сейчас чтобы играть в любую блокчейн игру нужно платить, мы же понимаем насколько такой подход не настоящий. В любом другом бизнесе, всегда работают для клиента и в автосалоне тебе предоставляют пробную поездку, в магазине косметики есть пробники, даже на рынке тебе всегда дадут попробовать кусочек арбуза. Я абсолютно уверен что free-2-play станет также нормой. Однако вряд ли многие смогут повторить наше достижение и side-chain не станет трендом, также я сомневаюсь что геймплей,  UI/UX станут трендами. Пока что тот, кто разобрался, как сделать аккаунт в EOS считается хардкорщиком по определению, а хардкорщики это не те люди кто будет платить за UI. Также малая конкуренция не заставляет делать что-то сложное. Поэтому пока нет спроса, не будет и предложения, как говорится – только бизнес, ничего личного.

Какие планы на будущее у вашей команды и вашего проекта?

Главный план массовая адаптация через бесплатную игру на мобильном устройстве, если все пойдет по нашему плану в 2020 году только через наше приложение мы научим пользоваться блокчейн предметами свыше 100 000 человек, до этого не использовавших крипту вообще. Это больше чем всех игроков сегодня во всех блокчейн играх. Также мы планируем что side-chain 2.0 мы откроем для создателей игр, и они смогут создавать блокчейн игры не зная как работает блокчейн, разработчики смогут просто в интерфейсе личного кабинета создать NFT для своей игры и использовать через наш api. Это также станет шагом к массовой адаптации, потому что игровым студиям не нужно будет тратить год, на то чтобы понять и осознать как это работает, год это очень большие расходы, знаю по себе и как только мы выбросим это из уравнения, станет намного больше игр лучшего качества, а также более широкая аудитория узнает о преимуществах блокчейн игр

Можете ли Вы назвать ключевые даты или этапы, которыми Вы хотели бы поделиться с нашими читателями? Любые объявления?

В конце февраля мы откроем side-chain 2.0 на запись, а в марте введем дуэли на ставки. Я думаю уже после этого будет намного лучше, также введем НПС в лиги, это будет персонаж из истории мира, который будет давать возможность проходить лиги, не нужно будет ждать остальных, но нужно будет качаться, потому что НПС будут крепче и крепче с каждым уровнем. Также за эти 2 месяца мы работает над улучшением первого дня в игре, это нужно чтобы больше новых игроков оставалось в игре, а не отваливалось. Далее мы подключим TRON, Waves, Neo и так далее. Мы ведем переговоры с этими блокчейнами, чтобы они рекламировали нас и база игроков становилась бы все больше.

Выражаем благодарность Сергею за уделенное время и ответы на наши вопросы!

В рунете очень мало информации о криптогейминге, поэтому не забудьте подписаться и следить за нами в социальных сетях, чтобы быть в курсе.