ИНТЕРВЬЮ С КРИПТОГЕЙМЕРАМИ О PLAY-TO-EARN ИГРАХ

Последнее обновление:

Содержание:

  1. Вступление.

  2. Что такое игры P2E своими словами?

  3. Кто платит в P2E играх игрокам и в чем их выгода?

  4. Виды заработка на P2E играх.

  5. Настоящее и будущее P2E.

  6. История игроков с опытом и рекомендации по заработку на P2E.

  7. Вывод.

Вступление

Поздравляю, мой юный криптоисследователь!

Ты слышал, что какой-то Вася бегает каждый день и зарабатывает от 50$ в день на этом или тот пацан, сын маминой подруги, разводит ферму каких-то питомцев и зарабатывает на этом от 500$ в месяц, а дальше тебе стало интересно как это возможно и ты начал ссорить инфу.

Каким-то чудом ты попадаешь на эту универсальную статью, где ты узнаешь не только что такое P2E игры, но и становишься очевидцем историй реальных людей, зарабатывающих играя в игры, поэтому статья будет полезна не только новичкам, но и читателям с опытом, потому что в конце игроки с опытом (админы топовых каналов в нише криптоигр) поделятся своим видением, фишками и дадут вам рекомендации.

Что такое игры P2E своими словами?

P2E (Play-to-Earn) игры – это возможность каждого человека монетизировать свое время, играя в игры и зарабатывая на этом криптовалюту, которую потом можно продать и обменять на реальные деньги, например, гривны, евро или доллары.

Цель P2E направления распределить доходность от игр между владельцами и игроками, потому что если взять привычную нам концепцию видеоигр, то почти все игры нужно купить для того, чтобы в них поиграть, а еще можно и задонатить в них.

Конечно, чтобы зарабатывать на P2E играх тоже нужно задонатить, но есть и Free-to-Play игры без вложений, а также есть способы входа в игры с вложениями без вложений. Об этом поговорим чуть позже.

Кто платит в P2E играх игрокам и в чем их выгода?

Многие люди, далекие от криптовалюты, задаются вопросом «А кто платит в этих играх, в чем их выгода?». И тут надо понимать, что в криптовалюте (на блокчейне), если разработчики проекта не будут платить своим пользователям в любом виде, то этим проектом просто-напросто не будут интересоваться. Именно сейчас, мне кажется, что 95% пользователей (а может и больше) криптопроектов приходят туда только по выгоде, а не просто как обычный пользователь платформы. Поэтому проекты готовы сражаться за внимание пользователей, например, все знают о Stepn, потому что этот проект действительно позволял своим пользователям много зарабатывать. Почему аналоги Stepn не смогли его обойти? Потому что не давали возможности зарабатывать пользователям так много, а людям покажи деньги, и они уже все будут там.

Действительно, звучит хорошо, но почему тот же Stepn утратил популярность?

У P2E игр есть своя обратная сторона такая как «пирамидальность». Проект платит, пока в него поступают новые деньги от новых игроков. То есть, например, один из способов поступлений новых денег в Stepn была продажа кроссовок игрокам. Когда все идеи по возможным вариациям кроссовок для дропов закончились, а роялти по маркетплейс от вторичных продаж перестали покрывать выплаты игрокам, то доходность от игры начала падать. Падает доходность – падает интерес к игре.

Конечно разработчики успевают заработать много денег. Они готовы отправить свой проект на дно, когда интерес начинает падать, чтобы не упустить потенциальную прибыль.

Вот так выглядит смерть проекта P2E на графике.

И это проблема P2E игр, пока они не стабильны и новички могут зайти на хаях, а затем получить -90% инвестиции и думать, что это скам. Здесь нужен опыт, которым делятся участники этой статьи дальше. А также хочу добавить, что все проблемы P2E будут решены в будущем, потому что мир блокчейна развивается и не стоит на месте.

Виды заработка на P2E играх

Почти все Play-to-Earn игры имеют одинаковую концепцию заработка:

Шаг 1. Покупаете вещь необходимую для начала игры. Это могут быть: NFT персонажа, токены проекта, NFT внутриигровых предметов.

Шаг 2. Процесс игры. Здесь вы играете и зарабатываете игровые токены и/или NFT, которые потом можете продать и вывести в реальные деньги.

Шаг 3. Продажа скоплений. Здесь вы продаете вещь, которую покупали, чтобы начать игру на первом шаге, а также все накопившиеся внутриигровые токены и NFT проекта, чтобы полностью из него выйти.

Сейчас во многих P2E играх есть модель аренды персонажей и если Вы не хотите покупать персонажа для начала игры или нет такой возможности, то можете арендовать его. Также на сдаче персонажей в аренду можно зарабатывать дополнительные деньги.

И кстати, есть еще модель заработка из-за гильдий, где игроки играют за счет инвесторов и просто делят между собой процент от дохода. Чуть подробнее об этой модели расскажет один из наших гостей, но если хотите почувствовать эту гильдийскую атмосферу, то вот вам видео, где рассказывается о том как во время COVID-19 потерявшие работу люди на Филиппинах смогли прийти в гильдию и зарабатывать на P2E играх, чтобы прокормить свою семью.

Настоящее и будущее P2E

Я уже рассказал об одном из главных минусов нынешних P2E игр – «пирамидальность». Это все последствия хайпа и возможностей многое заработать для разработчиков. Есть целые команды таких разработчиков, которые штампуют игры одну за другой. С какой скоростью они их штампуют – с такой скоростью они и умирают. Для нынешних разработчиков главное это деньги и их не волнует процесс игры или ее дизайн. Большинство игр похожи на онлайн игры-кликеры, существовавшие в 2010 году на разных форумах. Да, это позволяет заработать разработчикам и игрокам, если они вовремя зайдут в игру и вовремя из нее выйдут, но не позволяет прибавлять тех игроков, которые играют в Dota 2 или CS:GO ради интереса, а не денег. Потому и левел ап P2E игр нас ждет только тогда, когда они смогут по заинтересованности игроков конкурировать с обычными видеоиграми.

Большинство криптоаналитиков и фондов предполагают, что GameFi индустрия (куда входит P2E) станет трендом на следующем бичьем цикле рынка. И я думаю это правда, потому что прямо сейчас, на медвежьем цикле рынка, строятся невероятные проекты, куда приобщаются такие гиганты традиционной игровой индустрии как Ubisoft, Tencent, EpicGames.

P2E – это не просто играй и зарабатывай, а еще и невероятный масс адопшн криптоиндустрии для людей далеких от этого направления. Поэтому за эту нишу будут браться всеми руками, чтобы привлекать новых людей в крипту.

В 2022 году криптофонды активно инвестировали в GameFi сектор.

Фонды активно инвестируют в GameFi сектор, а разработчики с опытом из компаний-гигантов также активно приобщаются к совершенствованию этой индустрии, поэтому я уверен, что нас ждет интересное будущее.

История игроков с опытом и рекомендации по заработку на P2E

Что ж, я дал вам теорию о P2E, но этого мало для того, чтобы успешно начать зарабатывать играя, поэтому я позвал админов топовых в данной тематике каналов, специализирующихся конкретно на криптоиграх и готовых дать советы новичкам.

Главное, что вы сможете узнать из этих мини-интервью:

  • историю игроков и их успешные кейсы в P2E

  • как не попасть на скам среди P2E игр

  • как увеличить доход с помощью абуза (ферма аккаунтов, боты)

  • какие P2E игры сейчас актуальны

  • ресурсы для поиска P2E проектов

  • топ P2E проектов, еще не имеющих игры, но за которыми уже нужно следить

  • какая перспектива P2E в глазах реальных игроков

  • и некоторые другие индивидуальные вопросы

Начнем по вопросам Артема с CryptoGamingPool

Будет очень горячо, потому что у парня есть невероятный опыт!

Чем ты занимался до крипты и как ты попал в криптоиндустрию?

В крипту пришел благодаря заинтересованности в новых исследованиях и экспериментах. Было несколько попыток входа: первая на хаях 2013 года перед взломом биржи Mt.Gox и после него, когда количество статей в интернете о биткоине начало резко расти.

Потом я попадал на статьи об майнинге на CPU и планировал задействовать старый ноутбук под это, но те несколько биткоинов, потенциально наимённых, по моим расчетам оказались бы убыточными. Но я все равно решил попробовать, не разобрался с нескольких попыток и отложил до лучших времен. Тогда как раз был медвежонок. Я решил просто купить пару биткоинов, но не продержал их и продал в минус, так как срочно требовались деньги. Более серьезная попытка входа была на анонсе ICO Ethereum. Я планировал поучаствовать на пару сотен $, но не разобрался что такое USDT и где его принять на Poloniex. Пришлось отложить покупку эфира до тех пор, пока он не вырос до 8$. Его рост и потерянная мною прибыль стриггерила меня на полное погружение в крипту. Правда я тогда считал, что уже поздно 🙂 В общем я часто слышу истории, что вот, если бы ты купил биткоин в каком-нибудь 2015 году, то заработал бы х1000… Нет 🙂 Скорее бы ты заработал себе FOMO и седые волосы. Возможно, еще потерял бы карьеру.

До крипт у меня был разрозненный опыт и именно в криптогейминге удалось применить все сразу. Когда я узнал о криптоиграх я понял, что это именно то, к чему меня готовила жизнь:

Я занимался трейдингом с 2008-го в разгар медвежонка на фондовом рынке, работал менеджером в розничных магазинах разных брендов, был предпринимательский опыт в оффлайне и был киберспортсменом, но скорее локальным, и тогда призовые были смешными. Как сейчас помню турнир ASUS Open Winter 2008, был призовой фонд в районе 10000$ и даже если бы мы заняли хоть какое-то призовое место, то этого точно не хватило бы даже для существования, если бы принимали участие ежемесячно. Заниматься профессионально киберспортом было сложно с финансовой стороны, потому что это не приносило много денег, как сейчас. Стоял выбор или работа или киберспорт. Можно сказать, что в свободное время я подрабатывал по ночам тем, что играл в CS 1.6 с командой на деньги в клубе 4game. Иногда приходили ребята из Virtus.Pro и Amazing Gaming и выигрывали у нас. Но этот опыт помог мне в P2E игре Warfield.

Если не считать коллекционки типа Cryptokitties и Ethermon, то первой прямой P2E игрой для меня стала Dope Raider, перешедшая с Ethereum на сайдчейн POA после того, как Cryptokitties устроили коллапс на эфире, но тогда и срока такого, как P2E, еще не было. Публикация о Dope Raider с июля 2018 года в моем канале .

Это называлось блокчейн игры или криптоигры и было почти 5 лет назад, но уже тогда разработчики понимали, что нужно уходить из эфира, если делать полностью ончейн игру или нужно было делать частично офчейн игру как одними из первых сделали Axie Infinity и именно их подход оказался успешнее . Я тестировал Axie Infinity в первые недели, но вышел из проекта, потому что считал, что пора выходить, потому что он умирает. Сохранился даже забавный скриншот из одного из месседжей в команде, когда проект ожил.

Возможно, мы пропустили одну из самых прикольных игр за последние 3 месяца. Axie Infinity. Там очень классная боевая система, похожая на карточные стратегии, только более динамичные и более крутые анимационные эффекты. Минус этой игры высокий порог входа, примерно 1 ETH.

Интересное было время. Тогда и Jiho писал всем инфлам лично до своего звездного часа и анализировал инфу, кто и что о них пишет. Тогда они планировали продать земли и выйти на СНГ комьюнити с целью узнать, почему так мало игроков в акси из СНГ. Они действительно достойны уважения за то, какой путь они прошли.

Jiho из команды Axie Infinity благодарит Артема за некоторые упоминания об их игре в интервью.

P2E игры являются способом продвижения криптоиндустрии в массы?

P2E – это отличный инструмент онбординга. Благодаря Stepn и Axie Infinity в крипту пришло много новых людей, которые не были знакомы с криптой и в результате экосистемы этих блокчейнов выросли, а разработчики этих блокчейнов смогли отчитываться об успехах, в результате чего их токены выросли в цене, а они получили финансирование. Более 50% криптоигроков никогда не сталкивались с блокчейном до приобретения аксей или NFT кроссовок.

Расскажи о своем самом удачном кейсе в P2E.

Как писал выше, одна из первых успешных игр по заработку была Warfield. В ней у соло получилось неплохо заработать. Около 20 ETH за 125 часов игры в этот шутер. Я даже посвятил этому «мувику» — клип. И это может быть первый клип на тему крипто игр.

Но сам заработок – это не самоцель в криптоиграх. Гораздо приятнее испытывать новые эмоции, которые дает открытая экономика и погружает игрока в мир игры, еще сильнее благодаря возможности владеть и торговать своими активами. Это новый уровень интеракции и иммерсивности. И несмотря на то, что я играл в сотни криптоигр я не могу сказать, что многое заработал, потому что в основном занимался ресерчем, контентом и помощью другим людям понять как это работает. Я это называю проклятием контент-мейкера. Очень часто они рассказывают о геммах, но зарабатывают на них подписчики, а не они сами. Ранее, кстати, с поиском информации было сложнее, поскольку не было такого большого количества каналов на эту тему. Приходилось отвечать в личные сообщения каждому, и так я пришел к идее создания сайта: https://cryptogamingpool.com.

А вот некоторые скажем так «знакомые» смогли заработать свои лайф-чендж мани. Одна из таких игр Alien Worlds, но преимущественно благодаря автоматизированным системам. Некоторые группы людей смогли вынести оттуда активов в пересчет на доллары несколько миллионов. Это оказало большое влияние на решение бороться с такими явлениями среди комьюнити как мультиаккинг, абуз и ботоводство. Мы против этого, потому что это негативно влияет на зарождающиеся экономики. Для ботоводов Alien Worlds оказалась одна из самых прибыльных DeFi игр, которая вместе с Aavegotchi и породила поджанр DeFi Gaming. Позже переименован в GameFi.

Представьте, что одна игра через 6 месяцев и вложений до 2k$ разгоняет ваш депозит в 100-1000 раз и теперь этих денег вам хватит на несколько десятков лет, что произошло с абузерами Alien Worlds.

Попадал ли на скам в P2E? Какие советы можешь дать новичкам, чтобы не попались на скам.

Скама очень многое было и в первой итерации и сейчас, если брать в процентном соотношении, но, разумеется, в 2021-2022 это рекорд по количеству. Особенно разочаровал BSC (Binance Smart Chain), но мне как-то удавалось его обходить.

Наверное, сначала пытаюсь проводить качественный ресурс фондов и команды. Но с опытом приходит понимание как в поговорке: тише едешь – дальше будешь. Я уже практически перестал советовать заходить на ранней стадии, исключение, если у проекта сразу отличные шансы на успех, но даже у таких мастодонтов, как Mythical Games, сегодня проблемы. Поэтому всегда нужно быть на чеке. Больше концентрируюсь на надежных или нестандартных проектах, которые привносят новые механики в индустрию.

Советы: не смотрите количество фондов. Лучше изучите, что это за фонды, какие у них тир, имеют репутацию и что было с теми проектами, в которые они инвестировали. Идея далеко не главное, хоть и важное для успеха. Но ни одна идея не реализуется без команды, а шанс на успех коррелирует с опытом команды. Опыт команды нужно проверять. Некоторые указывают опыт подрядчиков вроде бы они работали в этих компаниях, но это не так. Они лишь раз что-то сделали, что было перепродано Epic Games, например. Также часто бывает, что игры на Unity с анимацией стоят в производстве дешевле кликеров и сделаны хуже, потому что ассеты продаются целыми паками на Unity Store. Самый известный пакет Polygon в этом магазине стоит около 150$. Есть даже целая игра построенная на этом паке – Polygonum и в этом паке тысячи ассетов, которые некоторые недобросовестные разработчики в основном из Юго-Восточной Азии, но не только, и в основном на блокчейне BSC по моей статистике, продают как NFT, производя 100-1000 кратную маржу. И это без учета финансирования по эквиту или через токен. У таких проектов, как правило, и фонды одни и те же и они работают по отлаженной схеме для IDO. Мы даже создалитир-лист и добавили некоторых в блеклистые, чтобы люди взвешивали свои риски.

Сам лично редко рассматриваю проекты по тир-3 и ниже фондам. Иногда лучше пойти на WAX и там есть проекты без таких фондов, от которых ничего кроме шиллинга из-за аффилированных инфлов и фродовой токеномики не стоит ждать. На WAX просто много тех, кто не понимает как делать игры, но пытается и это к чему-то хорошему может привести. Бонусом является наша скоринговая таблица . Возможно, кого-то натолкнет на создание своей.

Посоветуй топовые ресурсы (сайты) для мониторинга P2E игр.

Не могу не посоветовать наш сайт CGP . Мы собираем новости в основном только по топовым криптоиграм или нестандартным, но там не будет информации по типу «вот скоро будет IDO такого-то проекта, залетайте». У нас немного другая ниша. Мы больше освещаем новости о криптоигровом венчуре и интересных раундах, полезных кейсах для разработчиков, рессорчеров и профессиональных криптоигроков, которые сосредоточились только на топовых проектах. Планируем добавить больше аналитики, сейчас тестируем рубрику, в которой авторы пишут контент и мы добавляем его на нашем сайте и многое еще в планах.

Лично я читаю VentureBeat, отслеживаю CrunchBase, слежу за рессерчерами из фондов, DappRadar, playtoearn.net, wemeta, nonfungible, mymetadata.io, Dune Analytics. И если проект проходит фильтр, то просто добавляю его в свое инфополе и слежу за проектом из первых уст.

Какие сейчас есть актуальные P2E игры?

Зависит от того, что считать актуальным. Если о заработке, то заработать немного можно почти везде, но не каждый готов так дешево продавать свое время, если это не доставляет удовольствия. В первую очередь рекомендую искать то, что доставляет удовольствие и если там будет еще и заработок, то время будет потрачено не зря. Недавно, например, были актуальны Voxies, там и сейчас можно заработать, Million on Mars на WAX. Но WAX – это арт-хаус и инди в мире криптоигр. Не каждому войдет. Всегда актуально что-то делать в метаверсах типа The Sandbox и Decentraland, потому что это вклад в ваше будущее и я бы смотрел в сторону не интертейнмента и получения фана, а именно создание бизнеса в метавселенных. Если вы что-то продаете онлайн, то это отличный инструмент продавать это в метаверсе, так как земля – это как 3D страница в соц. сетях, которые вы можете выгодно монетизировать, а если там будет хороший трафик, то еще и продать в будущем, да и сам этот процесс поистине интересен. Некоторые открывают даже Tattoo салоны в метаверсах попутно рекламируя свой оффлайн бренд. Если брать с игр, на этапах тестирования или на ранних доступах, то Cross The Ages, Star Atlas, Illuvium, Metalcore, Skyweaver.

И вот на этом моменте я хотел бы заложить важное мнение читателю: большинство криптоигроков – это не спекулянты, к которым почему-то пренебрежительно относятся даже разработчики. Это предприниматели. Поэтому этот процесс гораздо сложнее, чем просто спекуляции. Здесь и гринд, и добыча ресурсов, подсчеты, как, что и когда лучше произвести и продать товар, где найти людей и как их организовать для получения прибыли. Спекуляции это лишь один из процессов всех целей слоев криптоигр. И графика для многих не важна именно потому, что цель слои гораздо более интересны. Даже само изучение блокчейна, несмотря на то, что это боль – это целое приключение. И бессмысленно ждать другую аудиторию, создавая игру с открытой экономикой и финансовыми стимулами. Просто эти стимулы следует направить в поддержку контрибьютинга, а не оплату гринда ресурсов.

Имеют ли P2E перспективу в будущем и какой ты ее видишь? Что хотел бы добавить в игры, а что можно убрать?

Мы все еще на стадии тестирования гипотез. Прошла вторая итерация за 5 лет. Подсвечены многие проблемы, которые не было видно сразу, при этом подтвердились гипотезы о влиянии комьюнити и замечательных метриков P2E проектов. Но при этом у нас есть крушение FTX, которое стало последней каплей в тренде на создание механик офчейн. Я считаю, что у нас будет сегментация на игры с офчейн механиками и копирующие ААА тайтлы. Возврат к истокам. И вот после этой третьей итерации мы поймем по какому пути пойдут криптоигры.

Или в случае успеха проектов с хорошей графикой, они будут развиваться в них. Это произойдет, если кто-то из мейджоров (Ubisoft, EA, Blizzard или кто-то еще) запустит игру с открытой экономикой с 10-20 млн. DAU с высокой маржой и таким же крутым ретеншном, как хотя бы у Axie Infinity. Не будет криптоигр после этого. Будут просто игры с крутой графикой и гейм-дизайном с открытой экономикой или иначе это назовут.

Или в случае провала первых – поиск инноваций будет в пределах нестандартных механик с обязательным использованием блокчейна. Для примера: Dark Forest, Nine Chronicles.

Эти 2 тренда будут идти параллельно и через 4-5 лет мы поймем что может работать, а что нет.

Прежде всего от криптоигр я жду больше инноваций завязанных на блокчейне, чтобы это реально привело что-то новое в гейминг. Надеюсь на отход от термина P2E, который заменят открытой экономикой по аналогии с открытым миром, который в свое время завоевал любовь геймеров. Жду уклонения от оплаты за гринд и фокус на оплате за реальный взнос в развитие проекта. Хочется больше прозрачности и ончейн механик, а также задействование ончейн репутации пользователей и мета-аватар профилей. И самое главное, жду больше интероперабельности и cross-ip игр, чтобы можно было использовать купленный ассет в разных играх, как, например, в Galaxy Fight Club.

За какими играми на ранней стадии ты сейчас наблюдаешь? (которые еще не вышли)

  • Star Atlas

  • Treeverse

  • Shrapnel

  • Illuvium

  • Last Expedition

  • Metalcore

  • Phantom Galaxy

  • Delysium

  • Civitas

Фууух, это было круто, у меня мозг плавится от пользы информации! Подписывайтесь на канал Артема CryptoGamingPool и он обязательно еще раз посетит нас в будущем! Спасибо за участие! Полетели дальше!

Вопрос к Myu из гильдии MetaGoats

Чем ты занимался криптой и как ты попал в криптоиндустрию?

До крипт и Web3 гейминга я держал бот-фермы в традиционных играх и владел несколькими крупными социальными серверами Discord.

В декабре 2021 года я случайно увидел в AppStore проект Thetan Arena. Начал копать и понял, что это золотая жила. Быстро построил бот-ферму для накрутки рефералов и начал работать. Там была проблема, что для вывода токенов из нового аккаунта нужно ждать 2 недели. Ждать было некогда, и я начал продавать токены вдвое дешевле по рыночной цене через ОТС, накручивая рефералов заказчикам. Заказчики платили мне в USDT сразу на кошелек.

Вот так смотрелась ферма Myu.

Тогда я еще совсем не разбирался в блокчейне и просто греб деньги лопатой. Когда лавочку прикрыли, я решил, что стоит углубиться в крипту и остался в ней до сих пор. Кстати, сейчас совсем отошел от абузов и считаю, что использование мультиаккаун и бот-ферм невероятно замедляет развитие индустрии.

P2E игры являются способом продвижения криптоиндустрии в массы?

Web3 гейминг, безусловно, прямой путь к масс адопшина. Молодежь – двигатель прогресса. Из-за блокчейн игры подростки узнают сложные Web3 инструменты и устройство криптовалют. Постепенно растет поколение, для которого блокчейн станет неотъемлемой частью жизни. Это только вопрос времени.

Расскажи о своем самом удачном кейсе в P2E.

Смотря, что считать успешным кейсом. Я не рассматриваю блокчейн игры в качестве прямого источника прибыли. Для меня это скорее увлечение, где затраченное время, усилия или высокий уровень игры вознаграждаются финансово.

Для заработка есть работа и личные навыки. Уже почти год моя деятельность связана с криптогеймингом. Я проверяю различные схемы, пишу статьи/документации для проектов/сайтов/каналов и являюсь владельцем Web3 гильдии. Работа в рамках GameFi индустрии – мой успешный кейс.

Если прошлое связано с абузом: Thetan Arena принесла ~3k$, Planet Quest ~1.5k$, SunFlower ~500$. Было еще пару мелких игр, которые принесли до 500$ за короткий срок, но сейчас не упомяну какие.

Попадал ли на скам в P2E? Какие советы можешь дать новичкам, чтобы не попались на скам.

Проекты, сознательно созданные ради краткосрочной прибыли – очень частое явление в GameFi секторе. Но глобально это проблема всей блокчейной индустрии.

Мне часто случаются скам проекты, но именно самого меня не скомкали. Могу посоветовать новичкам никогда не вкладывать в криптоигры как инвестор. Относитесь к игровым активам как к донату с возможностью продажи в будущем или же совершайте покупки только в любимых играх для удовольствия.

Что такое гильдия? Расскажи о своей гильдии и чем вы занимаетесь.

Гильдия – это объединение игроков. Род деятельности гильдии может быть разным. Одни создают гильдии для совместной игры или поиска проектов, другие организуют полноценные фонды инвестиций в проекты.

В большинстве случаев гильдии, имеющие большой фонд, предлагают участникам возможности аренды активов в дорогостоящих проектах за процент прибыли. Например, игрок берет учетную запись гильдии с редкой NFT и использует ее для заработка. При этом процент дохода игрока поступает обратно в фонд гильдии.

Если создавать гильдию для совместной игры, нужно потратить силы на поиск единомышленников и объединить их в коммьюнити. Если цель создать гильдию как крупный бизнес, придется вложить большую сумму в организацию и развитие.

Моя гильдия MetaGoats специализируется на блокчейн играх формата Free-to-Play. Мы ищем проекты для совместной игры, не требующие вложений от участников. Кроме того наша гильдия помогает GameFi проектам на ранних стадиях. Мы предоставляем активных игроков, предлагаем услуги маркетинга и помогаем с подбором специалистов разных отраслей.

Какие сейчас есть актуальные P2E игры?

Если говорить о Play-to-Earn как направлении инвестиций, я бы не рекомендовал ни одну игру.

Могу дать совет: прежде всего, ищите игры, которые понравятся вам геймплеем. Относитесь к вложениям как к донату или внутриигровым покупкам с возможностью продажи в будущем. Не инвестируйте только для получения прибыли. Для успешных инвестиций в Play-to-Earn нужны высокие аналитические навыки, ведь направление крайне рисковое.

Для фильтрации и поиска проектов советую использовать тер письмо Web3 игр от MetaGuild. Его поддерживают опытные аналитики и он регулярно обновляется.

Какая разница между заработком на играх с вложениями и Free-to-Play играми, кроме самих вложений?

Игры с обязательными вложениями, как правило, являются инвестиционными. Чаще всего такие игры рассчитаны на ищущих пассивный заработок в игровой обертке. Бывают исключения, но в основном геймплей в подобных играх требует максимум нескольких часов в день. Активность в игре является лишь условием для сбора процента инвестиций.

В свою очередь, бесплатные проекты, скорее всего, представляют собой игры с возможностями заработка за активную игру или высокие навыки. Разумеется, вложения значительно ускорят прогресс или окажут сильное преимущество. Но в любом случае на свет рождается все больше проектов, где заработок игроков базируется на внутреннем рынке добывающих в игре активов, независимо от вложений. Возможности покупки чего обычно выполняют роль незначительного доната, косметических предметов или расширенных возможностей.

Не стоит относить к бесплатным криптам игр те, где для получения даже минимальной прибыли нужны инвестиции. В хороших Free-to-Play проектах игрокам должно быть доступно не менее 40% бесплатного контента, связанного с блокчейном.

Стоит добавить, что множество проектов, даже требующих обязательных вложений, чаще всего проводят бесплатные альфа/бета-тесты, где любой игрок может принять участие за награды в токенах или других ценных активах проекта, а затем эти токены можно продать и вывести в реальный кэш или задонатить в эту игру и зарабатывать дальше.

Если кто-то и думает заходить в крипто игры как инвестор, то стоит обратить внимание на проекты, которые в яростной просадке по токену, но где команда продолжает активно работать.

По соотношению % инвестиции и дохода обычно не имеет значения когда заходить. Единственное, чем дешевле токен, тем дольше придется уделять время активностям в игре для заработка и тем длиннее будет окупаемость.

К примеру, мой брат закупился кроссовками в Stepn, когда флор кроссов упал до 10$. Сейчас он зарабатывает около 9-15$ в день стабильно. Единственное, уделяет прогулкам по 3 часа в день.

В нашем случае, когда Stepn был на хайпе, мы ходили около 20 минут за большую прибыль, окупаемость была также быстрее, но и вход в игру тогда стоил минимум 700$ за кроссовок.

И таких примеров множество.

Имеют ли P2E перспективу в будущем и какой ты ее видишь? Что хотел бы добавить в игры, а что можно убрать?

Каждый месяц мы делаем около 20 публикаций о новых проектах без повторений. Игр становится все больше и больше, и несмотря на их качество, это не может не влиять на развитие.

Free-to-Play каждый день можно найти на канале нашей гильдии.

Я уверен, что будущее Web3 игры стоит за проектами, где доход игроков будет основан на внутреннем рынке и награды за высокий рейтинг или достижения.

Инвестиционные игры также продолжат свое существование, но даже сейчас заметно, как подобный тип проектов остановился на развитии вместе с крипторинком.

Спасибо, Myu, за его взгляд на мир P2E и за рекомендации новичкам! В знак благодарности, подписывайтесь на его канал и он обязательно еще раз посетит нас в будущем!

Далее клавиатуру передаем Rudy! Вот его Telegram-канал .

Чем ты занимался криптой и какова была твоя первая P2E игра?

Я хотел играть в доту 24/7 и не париться ни о чем. Зарабатывал я на ресейле аккаунтов. Моя первая игра P2E была PVU (Plant vs. Undead).

Расскажи о своем самом удачном кейсе в P2E.

Самый быстрый и профитный кейс у меня был на 1.2k$. Перед войной был проект CrazyMiner с системой Oracle, которая хайпировала в то время. Я узнал об игре и проанализировал ее одним из самых первых в шиллинге и купил токен игры на 150$. В тот же вечер он сделал почти х7, а на следующий день продолжал расти и мои 150$ превратились в 1.4k$, но я немного затупил и зафиксировал всего 1.2k$.

Попадал ли на скам в P2E? Какие советы можешь дать новичкам, чтобы не попались на скам.

Тот же самый CrazyMiner «закрылся» или просто соскочил. Но, в отличие от других, они официально это признали и назвали причины, почему так получилось. А если не считать P2E на WAX, где каждый второй это рагпул (вид скама), то даже на ум ничего не приходит. Не помню, чтобы меня хоть раз засверкали в крипте. Новичков, если проекты захотят – то соскамят в любом случае. Читайте авторские каналы, там такие темы часто разбирают. Анализируйте чему автор пришел к такому выводу и учитесь на этой информации.

Расскажи немного про абуз для новичков P2Eшников. Используешь ли ботов? Если да, то где берешь?

Ну, по дефолту нужны прокси, гугл, твиттер, дискорд аккаунты и кошельки. Но у меня всего этого не много, потому что я ненавижу абузить руками, потому что очень мало проектов, которые, на мой взгляд, достойны, чтобы абузить руками. По большей части софтами (ботами) все делаю. Вроде бы ни разу не покупал ботов/софтов, потому что есть друзья инфлюэнсеры, которым большинство достается бесплатно и у которых я могу позаимствовать 🙂 Многие софты под абуз пишу сам, это мое хобби.

Какие сейчас есть актуальные P2E игры?

Среди таких P2E куда нужно забросить деньги, могу выделить Chain Of Legends и Monsterra. Chain of Legends – это вообще легенда всех P2E. С таким жирным F2P – выжить, да еще и за 6 месяцев во время медвежонка держать токен на одном +-прайсе. Monsterra тоже кормит, но требует очень много времени, поэтому я вышел из нее. Среди Free-to-Play это сервера от Neoxa Network, где вы можете зарабатывать пару долларов играя в RUST, GTA5RP и MINECRAFT.

Имеют ли P2E перспективу в будущем и какой ты ее видишь? Что хотел бы добавить в игры, а что можно убрать?

Не вижу перспектив, чтобы хайпануть как это было в начале осени 2021 года. Думаю жить будем, но таких легенд как PVU и BombCrypto мы больше не увидим. Хотелось бы, чтобы проекты перестали быть дефолтными кликерами в браузере, а делали достойные игры, в которые можно было бы по кайфу играть, да еще и зарабатывать. Из таковых могу выделить BigTime, World Eternal Online, Tatsu Lounge (не по заработку).

Спасибо, Rudy, что посетил нас! Поддержите парня подпиской на его канал .

Следующим отвечать на вопросы будет EMOTION. Вот его Telegram-канал .

Как ты попал в криптоиндустрию и какая была твоя первая игра P2E?

В крипту пришел через знакомых и как раз в P2E. На тот момент был проект Splinterlands – карточная игра, где вложения были около 10$, окупаемость неделю-две. Создал я в эту игру всего 6 аккаунтов на тот момент и заработал свой первый банк, затем продал все аккаунты.

Расскажи о своем самом удачном кейсе в P2E.

Самая удачная игра была BombСrypto, легендарнее проект я не видел, из первого ящика мне выпала эпическая NFT с которой в дальнейшем происходил фарм, дальше я просто реинвестировал в проект и в месяц из игры зарабатывал 2500$.

Попадал ли на скам в P2E? Какие советы можешь дать новичкам, чтобы не попались на скам.

Проекты, жившие не долго в основном были на WAX: Krypton Robot, Office. В такие проекты заходил буквально на день-два, что-то выносил, продавал NFT и все. На скам попал в игре WarSpace, где у меня лежали боксы суммарно на 2k$ и однажды стоить они начали по 100$.

Расскажи немного про абуз для новичков P2Eшников.

Я обузил P2E без каких-либо прокси и антидетектов, чисто юзал разные личности в браузере Chrome и все. Сейчас рекомендую использовать и прокси и антик.

Какие сейчас есть актуальные P2E игры?

Актуальные игры: Castaways, The Beacon. Это игры, которые, на мой взгляд, достойны внимания.

Имеют ли P2E перспективу в будущем и какой ты ее видишь? Что хотел бы добавить в игры, а что можно убрать?

Однозначно жизнь есть, пирамидальная структура практически каждой P2E дает жизнь на месяцы или даже годы. Каждый человек будет хотеть просто играть в игру и зарабатывать. Добавил бы поддержку токена от разработчиков, чтобы проект не просто упал, а как-то продолжал развиваться, добавлялись разные плюшки и т.д.

Круто, принимайте игры, которые выделил EMOTION во внимание. Поддержим его канал подпиской.

И последний вопрос на сегодня мы зададим админу Crypto Gamers Cult ! Улетели!

В этой статье я привел пример компаний-гигантов, уже начавших свое погружение в мир GameFi: Ubisoft, Tencent, EpicGames. Я знаю, что ты постоянно отслеживаешь такие компании и не мог бы ты привести нам пример конкретных проектов, которыми уже занимаются мастодонты? Почему эти компании не торопятся открывать свое лицо перед аудиторией? Ну, и может я еще какие-нибудь компании-гиганты пропустил, дополни меня, пожалуйста.

Все больше мастодонтов игровой индустрии входят в мир блокчейн гейминга, но не распространяются об этом публично. Это связано с тем, что многие скептически относятся к криптовалюте и всему, что к ней причастно. Реакция публики может ударить по имиджу компании, репутации и продукции, выходящей под их лейблом.

К примеру, фанаты STALKER невзлюбили GSC Game World за то, что те планировали выпустить NFT коллекцию. Пока многие считают, что NFT – огромный скам, созданный для получения выгоды.

Но не все так плохо, просто нужно время для адаптации. Сейчас мы рассмотрим несколько Play-to-Earn проектов, за которыми стоят разработчики поистине легендарных ААА игр. Не каждый из них считает NFT плохой моделью.

Civitas

Проект строится уже долго, в первом квартале 2023 года обещают запуск тестовых версий игры. Собрали 20 млн. $ от фондов. Игру разрабатывают бывшие сотрудники Ubisoft и Tencent, приложившие руку к созданию Star Wars: Force Unleashed II, EVE Online, Battlefield, Crash Bandicoot, Cyberpunk 2077 и других известных игр.

Cards of Ethernity

За проектом стоит Клемент Мартин, основатель Noone Studio. Его команда приложила руку к созданию – God Of War, FarCry 6, Beyond the Good and Evil, Horizon Zero Dawn. На Twitter CoA подписаны: ImmutableX, Big Time, Ultiverse и множество других влиятельных имен блокчейн индустрии. Присутствие ImmutableX в фолловерах наталкивает на мысль о будущем партнерстве, но это только мои предположения.

Wildcard Alliance

Wildcard собрал 46 млн. $ от фондов, среди которых Paradigm и Griffin Gaming Partners. Соучредитель Wildcard Пол Беттнер – предприниматель, продюсер, основатель и генеральный директор Playful Studios. Есть информация, что игру разрабатывают уже более пяти лет опытные специалисты, приложившие руку к созданию Age of Empires, Lucky’s Tale и невероятно популярной игре World of Warcraft. Команда проекта честно раздает вайтлисты, и кто-либо может получить его, уделив должное внимание проекту.

Спасибо админу Crypto Gamers Cult за предоставленный ответ, информация очень полезна, берите проекты на радар!

Вывод

Пора отправлять шаттл назад, мой юный криптоисследователь, но ты уже не можешь вернуться, твои мысли теперь совсем другие… Шаттл полетит за другими новичками и отправит их на этот этап, а ты должен двигаться дальше. Ты должен делать шаг за шагом вперед и ни в коем случае ни одного шага назад. Теперь твоя цель исследовать как можно глубже криптоиндустрию и изучить новые направления, о которых я буду продолжать писать вот такие статьи и публиковать их в своем канале.

Из этой статьи ты узнал мир GameFi. Теперь ты знаешь, что такое Play-to-Earn и Free-to-Play игры. А ты теперь в курсе, что индустрия еще только на стадии зарождения и в будущем у нее большие перспективы, потому что фонды инвестируют, а за разработку берутся топовые гейминг-компании. Ты получил целый список проектов, за которыми нужно следить и с которыми уже нужно взаимодействовать, и начинай! Но будь осторожен перед тем, как куда-то заносить свои деньги, тебя никто не призывает делать какие-то необдуманные решения. Благо ты получил взгляды и мысли об индустрии от 5 различных игроков с опытом и админов топовых каналов в GameFi секторе, а также от меня и теперь ты можешь проанализировать эти мысли и сделать свои самостоятельные выводы, в чем и была цель данной статьи.

Подписывайтесь на наш канал в телеграм и заходите в наш главный чат обсудить последние новости.