Так-с, короче… Это нужно прекращать. Иначе у нас SEO не сойдется в поисковых запросах 🙂
В одном из чатов зашел разговор об определениях в Web3 (GameFi, Crypto Games, NFT-games и т.д.) и настолько все перепуталось в восприятии этих вещей, что даже появилась путаница между Web 3.0 и Web3.
Для начала разница между Web3 и Web 3.0
Web 3.0 – это концепция семантического вэба. Создание концепции предписывают Тиму Бернерсу-Ли a.k.a отец всемирной паутины. Также Web 3.0 популяризировал в 2006-ом Jason Calacanis.
https://en.wikipedia.org/wiki/Semantic_Web
https://calacanis.com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition/
Web3 – термин ввел Gavin Wood кофаундер Ethereum и фаундер Polkadot (возможно позаимствовал у кого-то) в 2014-ом. Это альтернативный путь развития интернета основанный на децентрализации, NFT и вот этого всего. С одной из главных ценностей справедливостью, владением и впоследствии прилипшим profit-sharing.
https://en.wikipedia.org/wiki/Web3
Эту ветку развития активно лоббирует A16Z и их инвестиции в web3 стартапы выглядят больше Strategic сейчас.
ТЕПЕРЬ ПРО ИГРЫ
Изначально Crypto Games были ончейн. Их называли Blockchain games, а саму игру blockchain gaming. Впоследствии стали появляться игры с оффчейн механиками как axie infinity. Там не вся логика была на блокчейне. Мы в CGP пришли к термину cryptogaming. Это те времена, когда Axie Infinity еще экспериментировали с Loom Network, который умер, что сыграло на руку Sky Mavis в итоге и они сделали супер правильный ход: Привлекли средства и сделали Ronin за счет которого смогли масштабироваться до 2млн DAU. т.к. проблема масштабирования, дорогих транзакций и UI/UX была основной. Без своей инфры они бы не смогли этого сделать. Короче говоря, крипто игры – это описание любых игр связанных так или иначе с криптовалютой/токенами.
Далее после рассвета DeFi в 20-ом стали появляться DeFi-based игры или DeFi-gaming. Некоторые blockchain games брали механики из DeFi и становились DeFi играми, но название было не очень и азиаты с подачи Binance переименовали это в GameFi. В Юго-Восточной Азии этот термин и такие игры взлетели до небывалых высот и подарили нам тысячи сомнительных проектов на BSC в основном из Юго-Восточной Азии, которые там и инкубировались. Вы узнаете GameFi из 1000 по мультяшным лицам в разделе Team. В народе такие команды называются “Братья Нгуены”. Без ссылок на соц.сетки. Просто имена и фотки созданные нейросетью. Почему-то даже в СНГ некоторые ребята переняли эту вещь с благими намерениями, думая, что это не баг, а фича такая в крипте 🙂 Короче говоря, GameFi – это больше DeFi, чем игра только + NFT. Нет акцента на сюжет, лор и игровые механики. Что-то на стыке фарм-программ и игры.
Play-to-Earn — модель монетизации. Не путать с заработком игроков. Никакого заработка не существует. Это модель монетизации основанная на том, что первоначально продаются NFT ассеты ограниченным тиражом и взиманием роялти со вторички. Возникла в противовес Free-to-Play и Pay-to-Play. В основном P2E стимулирует игроков токенами за активность. Profit-sharing. Опять же – это не было про заработок в прямом смысле слова как работа. Это про вознаграждение за вклад в развитие игры и за то, что этим корявым интерфейсом вообще кто-то пользуется. Такое поощрение в Web3 используется повсеместно, но маркетологи поняли, что это выгоднее коммерчески назвать заработком, вот и набежали манимейкеры и абузеры и на большом кол-ве пользователей старая проблема с инфляцией вылезла наружу.
NFT-игры. В противовес проблемам с инфляцией токенов (и на самом деле не прозрачным регулированием) появились игры NFT-based, где в основном все сводится к зарабатыванию NFT и ценности NFT и его коллекционированию. NFT-игра может быть Play-to-Earn. Есть обычная софтвалюта, но она не выводится на биржи и не продается. Поэтому такие игры живут подольше обычно, но и заработок там минимальный.
По своей сути Play-and-Earn. ничем не отличается от Play-to-Earn. P2E преследовал все те же принципы. Быть играми, но из-за предубеждений в отношении GameFi из-за которых стало считаться, что Play-to-Earn не может быть интересным… Ок, пусть будет так. Уже начали привыкать к Play-and-Earn. Здесь маркетологи делают ставку на то, что нужно создать больше мотивов, чтобы побороть Churn rate и продажи токенов. Поэтому Play подсветили. Не играть чтобы заработать, а И играть И зарабатывать. Ок, хорошее начинание, одобряю, но все равно – это на 100% не решает проблему, что пользователь не приносит достаточно пользы платформе, чтобы ему столько платить.
Сейчас Play-to-Earn чуть ли не запретное слово. Еще у нас есть эксперименты с другими механиками с -to-earn. Move, Sex, Learn. И это хорошо в целом т.к. в конечном итоге вот этот недостающий грааль в виде полезности от игроков будет найден. Без этого грааля многие проекты в конечном счете из-за проблем с онбордингом в крипту и крипто игры приводят к тому, что не сходятся CAC и ARPU с LTV и прочие KPI и нет смысла продолжать маркетинг т.к. он будет минусовой. А учитывая, что крипто игры построены так, что разработчик просто не может из проекта выйти – он выходит из нее по-английски 🙂
P.S. На самом деле, наверное это не так важно кто как называет и бить никого не надо за это. Но допустим, когда вы будете выстраивать таргет, то учитывайте, что в Юго-Восточной Азии практически не говорят Crypto Games. Там чаще это называют GameFi в целом. А crypto games больше популярен в США, Австралии, Канаде. В СНГ просто play-to-earn или crypto games.
Подписывайтесь на наш канал в телеграм и заходите в наш главный чат обсудить последние новости.