Чтобы понять что будет, для начала нужно немного погрузиться в то, что было и что же произошло? Произошло то о чем постоянно напоминают и даже пишут эссе, случается всегда, но никто не верит до конца что это случится именно с ним, но обязательно случается причём внезапно.
Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу и чату, чтобы быть в курсе главных трендов крипто игр.
Нет, речь не про снег и реакцию коммунальщиков. Лето на носу. Лучшее время, чтобы отдохнуть от этого кажущегося бесконечным высокоскоростного криптобезумия и заняться полезной активностью.
О, Великий и ужасный, а кому и мать родная Медвежий Рынок a.k.a даунтренд…
Это не первый и не последний даунтренд в нашей жизни. Он ознаменовал конец второй итерации или, если можно так выразиться, эпохи криптогейминга 2.0. Или на худой конец вторая попытка становления NFT.
Прежде чем переходить к советам давайте вспомним как все начиналось.
Зарождение крипто игр
Несмотря на то, что одной из первых криптоигр считается симулятор мототриала с криптовалютой Motocoin, появившийся в 2014-ом с консенсусом Proof-of-Play и в том же году игры HunterCoin.
Считается, что первая более-менее успешная попытка становления NFT с помощью криптоигр была предпринята в 2017 г., когда Axiom Zen и Animoca Brands хайпанули на CryptoKitties и создали Dapper Labs (Flow, NBA Top Shot). Тогда CryptoKitties в моменте достигли 10к DAU (уникальных пользователей в сутки) и это было самым популярным децентрализованным приложением в крипте по данным dappradar. Котики положили сеть эфира, а еще ходили слухи, что Виталик Бутерин попал в аварию и курс эфира с $400 начал стремиться к $80.
Another day, another blockchain use case. pic.twitter.com/OyHzdhEeGR
— vitalik.eth (@VitalikButerin) June 26, 2017
После истории с CryptoKitties разработчики всех мастей начали пилить своих котиков и питомцев всех мастей: ёжиков, собачек, альпак, коров и прочее. Каждый “убийца ethereum” считал своим долгом привлечь таких разработчиков, чтобы выпустить “наш ответ CryptoKitties”. Всё это были криптоигры эпохи криптогейминга 1.0. Тогда их ещё называли коллектиблы. Всё крутилось вокруг бриддинга уникальных питомцев и их коллекционирования, а некоторые энтузиасты даже создавали игры с использованием этих NFT и уже тогда экспериментировали с игровыми механиками. Пример такой игры: https://kotowars.com Примерно в то же время появились Axie Infinity и Blockchain Cuties ближайшие аналоги CK, но предлагающие минимальный геймплей.
Приблизительно всё это длилось в период 2017-2020гг. А по факту после начала коррекции в 2018-ом многие разработки заморозились и развивалось это очень вяло т.к. не было финансирования, сформировав отсроченный хайп. Более 90% оказывались провальными, а кол-во пользователей еле-еле приближалось к 1000 DAU у топовых проектов. А всего криптоигроков в то время было около 10000. За 5 лет эта цифра выросла предположительно более чем в 100 раз. Кроме того, все эти проекты страдали одной проблемой: Гиперинфляция NFT из-за популярной тогда механики бридинга (скрещивание питомцев с целью создания потомства).
Пока рост численности игроков был выше инфляции — NFT росли. Как только рост выходил на плато, то цены падали. Выжили немногие… Один из таких проектов, который смог пережить и стать сильнее – это Axie Infinity и это несмотря на провал сайдчейна Loom Network, на котором сначала была запущена игра. Sky Mavis осознали, что нужно создавать свою инфраструктуру, чтобы масштабироваться и пока на рынке было затишье они пилили свой сайдчейн и не только (переписали roadmap в части геймплея в 2019-ом и получили первые крупные инвестиции от Animoca Brands в $1.5млн). Во многом благодаря этому и тому, что “звёзды сошлись в правильном месте” им удалось добиться успеха.
Криптогейминг 2.0 или отсроченный хайп (2020-2022гг.)
Яркие представители:
- Различные игры-фармилки на BSC;
- Alien Worlds;
- Farmers World;
- Axie Infinity, которым удалось вовремя перестроиться и создать Ronin. был призван решить многие проблемы.
Во-первых, благодаря распространению DeFi, игровые проекты смогли выпускать свои собственные токены и получить солидную ликвидность. В них был экономический смысл и игроки могли зарабатывать не только на NFT, но и на токенах с уже более вариативным геймплеем, а после хайпа NFT-арта ещё и финансироваться без помощи фондов, но и IDO не пренебрегали. Кроме того, DeFi подарил стейкинги и фарминги, а ещё в этот раз многие разработчики имплементировали дефляционные механизмы в экономики. Разного рода сжигания токенов. Но открытый характер игровых экономик всё равно сводил ситуацию к тому, что проекты не выживали и полгода. По-прежнему задача сводилась к поддержанию роста привлечения пользователей быстрее гиперинфляции.
Опять же, когда кол-во юзеров выходило на плато, то цена падала. И на этот раз не только NFT, но и токенов. В некоторых проектах сапплай NFT делали ограниченным в попытке поддерживать ценность NFT, но она перекидывалась на токены, а токены связаны с NFT доходом и в итоге стоимость NFT. Чем-то похоже на спираль смерти. Это напоминает hot potato, но при этом это всё-таки экономики, только неэффективные и не сбалансированные.
Проблемы GameFi сегодня
Эта эпоха подарила нам чуть более продвинутый геймплей (если это можно так назвать) множество DeFi механик из-за которых индустрию стали называть GameFi и подсветила основные проблемы. Они заключались не только в токеномике:
- Нехватка профессиональных кадров из классического геймдева. Особенно ГД и продюсеров. Из-за чего хромает геймплей, баланс и падает интерес к играм, несмотря на стимулирование вознаграждением. Если ситуация с 2D artists ещё куда ни шло, то с 3D artists всё очень печально даже у топовых проектов.
- По-прежнему хромает инфраструктура. В какой-то момент проекты настолько сильно масштабируются, что пользовательский опыт настолько сильно хромает, что даже вознаграждения не спасают. На сегодня планка 1млн DAU. На пике у Axie Infinity по некоторым данным доходило до 2.2млн DAU. Но играть было практически невозможно. Ежедневно наблюдались технические неполадки в этот период.
- Чрезмерное акцентирование внимания на маркетинге, а не на продукте. Впрыскивание рекламных бюджетов даёт слишком кратковременный эффект, когда в корне проблемы фундаментальные проблемы с чистым оттоком капитала.
- Чрезмерное стимулирование инфляционными токенами.
- Чрезмерное акцентирование на ЗАРАБОТКЕ причем в USD и обещание прибыли, когда по сути речь о ВОЗНАГРАЖДЕНИИ в ТОКЕНАХ. Получая игровые токены игрок уже сам решает, в какой момент их продать и по сути заработок зависит еще и от навыков торговли, а не только от экономики. Этот инструмент призван усиливать эмоции при игре, а не быть главным мотивом входа в проект. Проекты сами привлекают манимейкеров, а не игроков и жалуются на то, что их флипают.
- Слабая реализация идей направленных на мотивацию к созданию value игроками.
На этом экскурс в историю криптоигр окончен. Давайте попытаемся поразмыслить как решить существующие проблемы.
Каким может быть Криптогейминг 3.0 и что стоит учитывать при создании игровой экономики
Важно: Ниже описаны гипотезы. Не стоит к этому относиться как к доказанной бизнес-модели.
Очевидно, что, если игра ставит своей идеей возможность заработка и под заработком многие понимают именно заработок после конвертации в фиат, то важно побороть проблему оттока чистого капитала из экономики. Для этого можно привлекать внешние инвестиции от брендов из WEB2 через создание элементов потребления и производства (что-то из этого пытаются сделать Decentraland и The Sandbox).
Игровая платформа привлекает базу пользователей, эта база пользователей становится интересна брендам и они покупают землю за токены проекта или каким-то другим образом делают взнос, который поддерживает экономику. Таким образом компенсируется отток капитала. Игроки получают доход от брендов через игровую платформу оплачивая своим вниманием. При этом это происходит в иной форме, а не просто реклама. Это может быть продакт-плейсмент, который будет лаконично интегрирован в игру, не причиняя вред стилистике. Если ваша концепция не позволяет привлечь бренды, то вместо них можно пробовать различные коллаборации ведь одна из идей NFT привнести интероперабельность активов через создание кросс-плейинговых NFT. Чтобы один и тот же ассет можно было использовать в разных приложениях/играх. Отличная точка роста для кросс-маркетинговых активностей. С этого места и раскрывается потенциал NFT.
- Чем отличается экономика от финансовой пирамиды?
В финансовой пирамиде основным элементом является распределение под видом фейковой деятельности. В экономике таких элемента четыре: распределение, обмен, производство и потребление. Особенное внимание стоит уделить потреблению.
Важно, чтобы все эти четыре элемента присутствовали и были сбалансированы. Бренды могут продавать свои NFT, свою продукцию, напитки для повышения энергии игроков, одежду, мероприятия, что угодно, оплачивая аренду игровой платформе и доля доходов может распределяться по решению DAO в качестве призовых например для турниров или чего-то ещё. По аналогии с налогами.
- Делать акцент не только на поощрении Fungible токенами, но и на POAP или коллекционных токенах, сопровождая это сторителлингом, чтобы ценность проекта не уходила в стакан.
- Раз уж разработчики отдают право владения на ассеты и позволяют заработать своим игрокам, то почему бы не создать условия для игроков, при которых они создают ценность проекту. Что бы игроки не только вносили плату за NFT на старте, затем выносили токены и в конце концов и саму NFT пока источник богатства не иссякнет, но и на протяжении всего цикла что-то добавляли проекту и необязательно внесением платы. Будущее игровой индустрии может лежать не только в плоскости права владения предметами, но и гораздо шире, например право владения самой игрой через говернанс и гранты.
- Продажа предметов не только влияющих на геймплей и заработок, но и продажа скинов не влияющих на пользу. Косметика. Если проект MMO, то позвольте игрокам тратить на самовыражение. Не всем игрокам нужно зарабатывать. Предоставьте возможности социализации игроков и распределяйте прибыль между другими через геймплей.
- Некоторые новые игровые проекты осознали, что появилась новая категория игроков – Манимейкеры a.k.a ёрнеры. и предлагают пересмотреть взаимодействие трёх сторон в экономике:
1. Разработчики могут продавать материалы, чертежи манимейкерам и те могут тратить время на создание предметов. Например кузнец.
2. Манимейкеры могут продавать готовую продукцию игрокам, которые не хотят тратить время. (те предметы, которые влияют на игровой процесс, расходы, броня, оружие).
3. Разработчики могут продавать предметы не влияющие на игровой процесс игрокам. (косметику), чтобы не превращать в pay-to-win.
- Ещё одной проблемой является цена входа в игру. Пока эту проблему пытаются решить гильдии в попытках демократизации гейминга, но пока получается не очень. Возможно решение может находится в плоскости гейм-дизайна и регулирование экономики разработчиком или сплита игроков на тех кто зашёл бесплатно в проект бесплатно и с помощью покупки NFT.
- А проблему с переизбытком игровых ассетов можно решить по аналогии с левеллингом игровых механик, который позволяет расширять игровой процесс и удалить рутинные механики внедрять “прочность предметов” или “срок годности”, чтобы предметы не были вечными. Кроме того, можно было бы создать возможности для ресайклинга, чтобы предмет можно было разобрать и пересобрать в другой, который необходим в новом цикле игры. Это позволит создавать всегда новые и нужные предметы и стимулировать торговлю, эффективно задействовав вторичный рынок.
- Кроме того, не всегда стоит зацикливаться на
Конечно это не панацея, но некоторые перечисленные механизмы могут позволить вашей экономике быть более устойчивой, но обязательно появятся новые вызовы для построения цифровой экономики. Мы всё ещё находимся на стадии экспериментов и массовое внедрение только впереди.
А знаете что ещё?
Всё-таки сейл Otherside (Yuga Labs x Improbable x Animoca Brands) оказался знаковым как многие и предполагали. Ещё бы спалили столько эфирок… Можно сказать, что он поставил точку во 2-ой итерации становления NFT, криптогейминга и Metaverse рынка. Деньги собраны, теперь можно и пилить продукты. Рекордное кол-во проектов на рекордную сумму собрали за последний год финансирование и создали шумиху, благодаря, которой пришло много новых людей. Часть из них сбреют, часть останется. И так шаг за шагом, цикл за циклом аудитория будет расти.
Следующий цикл способен привлечь ещё больше людей и установить новые рекорды, но никто с уверенностью не знает когда это случится. Обычно в фазу разработки рынки корректируются потому что показывать больше нечего. Задача маркетинга выполнена. Теперь задача оправдать ожидания и лозунги и привлечь новую пользовательскую базу, когда нам представят первые реальные достижения и вероятно на это способны крупные компании и бренды, которые пытаются интегрировать крипту и тестируют гипотезы о бизнес-моделях.
На смену Криптогеймингу 2.0 придут проекты эпохи Криптогейминга 3.0, в которых фокус на этот раз будет сделан не на ликвидности токенов и DeFi механиках, а на визуальной части, геймплее, устойчивости экономики и простоте входа, но обязательно найдутся другие проблемы. Планка для такого киллер-апп 10млн — 20млн. DAU.
Небольшой список не самых известных, но интересных и новых проектов в разработке, которые можно назвать next-gen криптоиграми ориентированными на геймплей, графику, инновации в экономике и UX и благодаря этому привлекли средства от tier-1 фондов. Не финансовый совет:
- Metalcore;
- World Eternal Online;
- Shrapnel;
- Sipher;
- Blast Royale;
- Civitas.
P.S. Это не весь список интересных проектов и в нём намеренно не указаны Star Atlas или Illuvium т.к. про них Вы наверняка уже слышали.
Медвежий рынок: что делать сейчас?
Надеюсь вы пользовались советами, что пора бы выйти в стейблкоины. Хотя бы на 30%, а лучше не менее 50%+. Если да, то ликуйте. Если нет, то подумайте об этом как бы обзавестись стейблами по выгодному курсу. А вообще как показывает практика недостаточно просто иметь какой-то стейбл. Придётся портфель диверсифицировать на несколько стейблов. Надёжных гаваней нет. Даже золото не растёт. Под прицелом все. Не хочется ванговать, но выглядит так, что возможно мы только на середине пути ко дну, при этом НИКТО не может предсказать с гарантированной точностью как оно будет на самом деле. Но почему мы всё-таки ещё приблизительно на середине?
Если сравнивать с предыдущими коррекциями крипторынка, то макроэкономическая ситуация не была настолько настораживающей как сейчас, а на это ещё накладывается повышающаяся корреляция фондового рынка с крипто, а на фонде сейчас всё плохо и её даже не начинали спасать. Очевидно, что данные по инфляции 8.3% при ожидаемых 8.1% говорят — ставка будет не только расти, но есть вероятность закладывания ещё больших ужесточений. Коррекции крипты как и рост зачастую выше ожиданий и более глубокие. ~80% BTC и ~90-99% альты.
Какие могут быть сценарии?
Никого не хочется кошмарить, учитывая, что никто не знает до какого уровня упадут цены. Кто знает… Возможно, мы увидим эфир по $500-$600 и биткоин $8500-$9000, ну или $1100-$1400 и $18000-$20000. А может мы уже скорректировались и впереди только рост?
Это просто ещё одно напоминание риск-менеджменте. Позаботьтесь о том, что в случае критической ситуации — это не скажется катастрофически на вашем финансовом положении, вашей семьи или компании, ведь падение на вышеуказанные значения может быть не одномоментным, кроме того, никто не знает как долго будет длиться фаза накопления перед следующим ростом. Холдите рост, а не падение.
Что делать игрокам?
• Во-первых: Не пытайтесь ловить падающие ножи! Если у вас хорошая реакция, вы не планируете спать, у вас огромный запас дошираков и энергетиков, то попробуйте. Но учтите, что у вас всё равно должно оставаться не менее 30%, а лучше 50% в стейблах до момента совершения покупок. Ситуация выглядит так, что есть ощущение, что закупаться long-term ещё очень рано. Не поддавайтесь соблазну.
• Большинство сейлов сейчас — это РЕКТ с доставкой на дом или полуректовые истории. Опять же только, если у вас нечеловеческая реакция и вы готовы довольствоваться не то, чтобы х2, а просто процентов 20%-50%.
• Инвестируйте в себя. Учитесь глубже ресерчить проекты, изучайте индустрию на предмет того как всё устроено, как работают фонды и разработчики и как они мыслят. Важно уметь разделять во что инвестирует фонд в данном проекте: В технологию (бывает так, что игра — это лишь демонстрация технологии и игру не планируют развивать); В команду; Или действительно в сам проект. А возможно просто тайминг подходящий или в портфолио нет нужной категории проектов и не следуйте слепо за анонсами фондов.
• Не капитулируйте! Получите бесценный опыт выживания в экстремальных условиях. Если вы пройдете все стадии роста и падения, то вам будет чем поделиться с другими. Попробуйте задержаться в этой сфере и крипта вас отблагодарит.
• Если вы хотели бы работать здесь фулл-тайм, то рассмотрите распространенные вакансии в сфере криптовалют.
• А здесь кратко писал с чего начать, чтобы найти фулл-тайм работу с нуля.
Что делать разработчикам?
• Если вы запустили стартап, то направьте свои силы на сохранение талантов и подумайте не стоит ли приостановить масштабирование;
• Если вы недавно получили финансирование, то пересмотрите PnL, дорожную карту. Возможно, стоит увеличить сроки стадий, сократить расходы, чтобы переждать криптозиму;
• Сконцентрируйтесь на построении комьюнити, сборе фидбэка и на той работе, которая не требует больших финансовых затрат;
• Проанализируйте чужие ошибки и выработайте эффективные подходы исключающие повторение негативного опыта;
• Отполируйте презентации, питч-дэки, проанализируйте свою токеномику и игровой баланс, следите за зарождающимися трендами т.к. на хайпе они могут выстрелить.
Как понять когда можно расчехлять заначку?
• Возможно, для кого-то это ситуация, когда вы перестанете следить за рынком каждый день. Будут длинные перерывы.
• Когда перестанут говорить, что пузырь лопнул.
• Волатильность снизится до минимальных значений. На рынке будет буквально нечего делать даже трейдерам.
• Волна регулирования закончится и негативные новости перестанут влиять на курс, а пока выглядит так как будто это только раскручивается.
• В чатах, в которых раньше за сутки были сотни сообщений, возможно будет пару сообщений.
• Участники рынка будут не то, чтобы подавленными. Скорее подавленность уже пройдет.
• Также одним из сигналов будет — это пробитие диапазона накопления с рекордными объемами.
На что обратить внимание
К каким активам и проектам помимо тех, что указаны выше можно присмотреться, когда будет понятно, что пора закупаться? Не финансовый совет.
- Star Atlas;
- Otherside;
- Decentraland;
- The Sandbox;
- Не стоит сбрасывать со счетов Axie Infinity;
- Illuvium;
- Phantom Galaxies;
- RTFKT.
- Заранее извиняюсь, что возможно не указал ваш любимый проект или который вы считаете топовым. Этот список далеко не полный, но может быть хорошим референсом для поиска гемов. Вы можете в комментариях написать свои топовые проекты.
Спасибо, что прочитали до конца. Берегите себя, своих близких и свои депозиты. Да пребудет с вами профит!
Подписывайтесь на наш канал в телеграм и заходите в наш главный чат обсудить последние новости.