НЕ ВСЕ ЗЕМЛИ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ 1 | CGP

Последнее обновление:

Попытка осмыслить ценностное предложение виртуальных земель. Прочти перед тем как купишь землю.

1. Рост пользователей.
За последний год показатель daily UAW (Уникальных Активных Кошельков) вырос до 2.38 млн. В 2021-ом году венчурные фирмы увеличили свои инвестиции в блокчейн на ~730% YoY, но в этом году намечается спад. Мы в прямом эфире наблюдали хайп на фандрейзинговые кампании для создания метавселенных и внутри этого хайпа хайп на покупку земель в метавселенных после ребрендинга META (Запрещенная организация в РФ). Основным лейтмотивом для покупки земли в метавселенной является Scarcity (но не единственным фактором).

2. Но так ли ограничены земли на самом деле?
Если обратиться к Реальной жизни, то является ли земля дефицитной? Это утверждение верно только для густонаселенных регионов (Япония, Монако, Сингапур). А если брать в целом, то земля не является такой уж дефицитной. К примеру (Монголия, Россия, Аргентина). В этих странах много земли, спрос, на которую околонулевой. Спрос на земли в этих странах более-менее устойчивый опять же только в отдельных густонаселенных районах с развитой инфраструктурой, условиями проживания и общей экономической ситуацией.

3. А что насчет виртуальных земель?
Благодаря NFT метавселенные могут развиваться по аналогии с реальной экономикой только в виртуальном пространстве. И для формирования фундаментальных факторов для роста спроса важны те же параметры, что и в реальной жизни.

4. Некоторые вводные.
В старых добрых Early Access web3 крупнейших метах таких как The Sandbox и Decentraland 166,464 и 90,601 земель соответственно. Если рассматривать земли как страничку в соц.сетях или канал в мессенджере или собственный сайт (с этим можно провести аналогию на сегодняшний день хоть и притянуто), то очевидно, что не всем пользователям метавселенной так уж нужна земля. Следовательно, есть определенный процент юзеров, которым может понадобится земля, чтобы на ней что-то создавать. Но какой рейт земли/пользователи должен быть, чтобы сохранялось scarcity и какие цели по кол-ву пользователей метавселенных ставят разработчики?

На кого ориентируются?
Roblox: MAU – 226 млн. Пользователей более 600 млн.
Minecraft: MAU – 140 млн. Пользователей более 400 млн.
Fortnite: Пользователей более 350 млн.

Decentraland сейчас: MAU порядка 20к с пиковым онлайном 30к. Цель десятки миллионов пользователей. Средняя цена: ~$9100 (-74%) Пол: ~$8200 (-34%).
The Sandbox сейчас: Пока нет точных данных, до 100к онлайна т.к. доступ к игре можно получить во время Alpha Season при этом цель в течение 10 лет набрать около 100 млн пользователей, что может быть в диапозоне 20-40 млн. MAU. Средняя цена: ~$5900 (-70%) Пол: ~$5700 (-24%)

Можно сделать допущение, что в 2022-ом при благоприятных условиях средний MAU в этих проектах может составлять 100к. При неблагоприятных упасть до 10к.

5. Конверсия Юзер-Земля.
Если брать целевые показатели по юзерам в 10млн., и рассмотреть разные сценарии успеха проектов, то диапазон конверсии будет в пределах 0.1%-1% (выше ожиданий-целевой), чтобы земли были востребованы и это в популярных метах вроде Decentraland и The Sandbox.

Пример: Если проект нишевый, не такой глобальный как TSB и DCL и целится в обозримом будущем в 1млн MAU, то на сегодняшний день приемлемое максимальное кол-во земель для такого проекта порядка 10000 при условии, что команде удастся достичь поставленных целей. Если больше, то стоит призадуматься не переборщили ли с сапплаем. Кроме того, из этого следует, что инвестиция в земли – это long-term. Да и продать их сложнее т.к. кол-во продаж в день у тех же TSB и DCL порядка 50 и 15 шт. / день.

6. В чём ценность, брат?
Ценность земель, в первую очередь, это ЛЮДИ. Крутые криэйторы или селебы способные привлекать внимание. Внимание – это тот самый урожай с помощью которого можно собирать профит. Они могут быть твоими соседями. Пример: Snoop Dogg. Одна из премиум земель была продана за $458,000, хабы или плазы в случае DCL, но и не стоит забывать про спецификации указанные в вайтпейпере.

7. Не торопись, а то “успеешь”.
Пока не хватает исторических данных, чтобы оценить возможный убыток от инвестиций в виртуальные земли или факторы связанные с этим, но очевидным остается одно – ЛОКАЦИЯ. И в это понятие может входить как и сам проект, так и район в проекте, так и конкретные координаты земли. А когда появится статистика по данным от пользователей LTV, ARPU, ATV тогда критерии отбора земли ещё больше расширятся. По-хорошему лучше представить, какой вид деятельности подходит для данной локации. Возможно это дорога вдоль которой можно наставить рекламных билбордов.

Зайди в мету, изучи локацию, прикинь различные метрики, средние цены, кто что делает и в каких районах, какие перспективы развития есть, сравни цены на аренду, сколько сейчас пользователей. Заодно получишь экспертизу и кто знает, возможно сможешь стать виртуальным агентом по недвижимости 😉

8. Рекап.
Есть несколько инсайтов.
• Земли не так уж и ограничены в ближайшей перспективе при учете кол-ва пользователей блокчейнов
• NFT и web3 меты останутся, но для развития им нужен killer-app подобный Axie Infinity в 2021 в масштабах х10. И пока у нас только 3 явных претендента TSB, DCL и даже не в раннем доступе Star Atlas.
• Учитывайте, что предложение земель на блокчейне будет увеличиваться быстрее спроса на земли и многие коллекции, которые не анонсировали создание метавселенных могут это сделать, более того, создание метавселенной пока является важным ценностным предложением для NFT коллекций. Поэтому ожидается рост тематических метавселенных. Земель будет много. Пока не считал, но уже есть ощущение, что кол-во анонсированных земель приближается к кол-ву активных пользователей блокчейна (daily UAW) и пока никто не может с уверенностью сказать переоценены ли они на данный момент или недооценены, но лучшие земли, скорее всего, будут расти, если гипотеза о полезности метавселенных подтвердится и если наступит масс-адопшн и мы увидим проект с 10млн DAU.
• Возможно, элитные земли будут расти быстрее и гэп между floor и средней ценой продажи увеличится как раз-таки за счёт роста элитки. Вот, на что действительно стоит обратить внимание и делать ставку, когда по вашему мнению цена будет приемлемой.
• Перед покупкой стоит поучаствовать в проекте, чтобы лично разобраться, что происходит и какие есть перспективы и представить сколько примерно пользователей могло бы использовать эту мету через N лет и с кем она бы могла конкурировать. В идеале провести SWOT-анализ, а ещё можно привлечь специалиста по виртуальным землям.
• Подбирать землю для покупки важно тщательно, анализируя множество факторов, а не только судьбу проекта, оценивая конкретную локацию и инфраструктуру, ресурсы рядом и соседей.

9. Полезности.
Ну и чтобы поднять утилити этого поста делюсь интересным тулом по аналитике земель:

Подписывайтесь на наш канал в телеграм и заходите в наш главный чат обсудить последние новости.