На тропе игрового пути было много исторических поворотов: от слабеньких текстовых игр к играм с отличной графикой, от модемов с бубном до широкополосного доступа к высокоскоростному Интернету и даже появлению технологии VR. Видеоигры принесли в нашу жизнь очень многое, они сплотили нас так, как никто из нас не мог себе представить, когда ты начинаешь это удивительное путешествие – геймера, мир вокруг становится цифровым и наперекор отличающимся от реальности.
Представьте какие технологические границы мы пересекаем и как далеко мы заходим, чтобы просто поиграть в игры. Как сильно это желание продвигает технологический прогресс. Каждая игра, в которую мы играем, каким-то образом окутывает нас своей магией и превращает нас в своего жителя даря нам удовольствие, которое мы все так ценим. Ценность игр – вещь очень личная, кроме того, это опыт, который также объединяет всех, кто играет в одни и те же игры. Например, мы все делились опытом с нашими друзьями и разговаривали о сложных уровнях в игре, делились достижениями и впечатлениями в играх, которые играли.
Достижения в игре влияют на нас
Время и усилия в видеоиграх раньше ценились по-разному. Если раньше игроки платили за игру всего лишь раз, в которой к слову они могли «заблудиться» я сам помню, как проводил миллион часов, занимаясь исследованиями локации или пытаясь попасть туда, куда по сюжету попасть нельзя, где только видимость продолжения, но это была всего лишь иллюзия, тупик в игровых текстурах… Затем настала эпоха других игр, некоторые из этих игр были про «плати, чтобы играть» или, что еще хуже, «плати, чтобы выиграть», это наперекор меняло понятие игр и обнуляло эмоции, которые мы раньше так трепетно хранили внутри себя от прекрасных бестселлеров игровой индустрии.
Почему игроки любят сидеть и часами играть в игры по типу Dungeons and Dragons? Или в шутеры от первого лица, такие как Counter-Strike или Volorant, в котором игроки, сидят и играют больше часов, чем следовало бы, учитывая, что это уже плохо сказывается на здоровье? Это многим знакомое чувство выполненного долга, где вас не судят за то, кем вы являетесь в жизни, какая вы личность или как вы выглядите. Неважно кто вы, важно то что вы круты, когда совершаете невероятные клатчи и чувство выполненного долга и конкурентоспособность становится движущим фактором для вас.
Плюсы и минусы предметов коллекционирования и влияние P2E
Игры имеют внутреннюю ценность, это не секрет и так было всегда. Это результат усилий и времени, вложенных самими игроками. Это можно сравнить с полученными титулами, вы играли, вы упорно старались достичь чего-то и вот ваш титул, ваша награда в виде предмета или какой-то карточки. Вы можете обмениваться своими предметами и картами со своими друзьями, раздавать их или продавать. Коллекционер же любит искусство и собирает то, что ему нравится, продает и обменивает, выставляет на всеобщее обозрение, но не только искусство. Также это касается и эмоций. NFT как и предметы роскоши, ювелирные изделия, кроссовки, часы и т.п. способны хранить и передавать эмоции.
Давайте посмотрим на NFT как на ценные предметы, а на криптовалюту как на драгоценности. Единственная разница в том, что технология блокчейн позволяет нам легко торговать этими драгоценностями и предметами NFT. Теперь, в чейне для торговли или покупки не нужен посредник или местный барыга. В системе без доверия эта часть безопасна, и как покупатель вы просто должны убедиться, что то, что вы покупаете, действительно то, что вы хотите. Однако это не означает, что технология блокчейн свободна от мошенников. Везде, где можно заработать деньги, люди будут пытаться обмануть систему – это закономерность. Можно сказать, что это просто менее вероятно, потому что сама цепочка блоков безопасна.
Игры создатели культуры – это важная часть игровой ценности, которая началась тогда, когда игры начали завоевывать сердца. Благодаря многим играм мы начали по-другому воспринимать людей, окружающий мир и реальность в целом… Это ли не чудо?
В прошлом игры были настоящей новинкой, вокруг которой можно было собираться целой компанией друзей и вместе наслаждаться, и праздновать пройденный уровень или пройденный квест, что вызывало восторг у каждого, и это было основной ценностью игр. Сегодня с ними явно что-то не то. И хотя это давно не новость, у нас есть шанс вернуть то сакральное, что было потеряно. Что лежит в основе этой ценности? Общество и культура. Благодаря Play-to-Earn мы являемся свидетелями возрождения игр, возвращая то, что у нас было когда-то: комьюнити разделяющее культурные ценности. То, чего многие из нас давно хотели. Это то, что следует отмечать, а не недооценивать.
Путь предстоит долгий и на этом пути, в большинстве своем будут встречаться “случайные люди”, которые недооценивают потенциал этих игр и пришли исключительно за заработком и так без него и уйдут. Важно понимать, что Play-to-Earn – это не модель заработка игрока. Это модель монетизации продукта, в которой пожертвование разработчику в обмен на ограниченный доступ к игровым активам, заменяется на токенизацию этих активов и полную передачу прав владения. А основная монетизация лежит не через “палки в колеса”, а через комиссионные сбора с маркетплейса. А для этого нужно отдать маркетплейс игрокам чего о-очень долго разработчики боялись в классической гейминг-индустрии. Есть шанс доказать, что с помощью комиссий разработчики игр могут зарабатывать больше, при этом предоставляя больше свободы игрокам и даже вознаграждать их за использование благ от этой свободы. Кроме того, разработчикам в подобных геймифицированных экономиках следует выступать скорее в роли арбитра, регулятора или администрации, постепенно передавая управление развитием проекта в руки игроков, выстраивая политическую систему. Хотя бы часть решений в конечном итоге должна переходить в руки игрокам. Это будет способствовать не только владению предметами, но и владению геймплеем или даже всей игрой посредством DAO.
Но и это не единственный ключевой поинт. Важной вехой является уникальность и интероперабельность предметов и простая конвертация игровых финансов в физические ценности, а не похоронить это где-то в базах данных разработчиков. Более того, можно похоронить не только финансы, но и историю. Время уйдет в пустую. При хранении этого в блокчейне и получении какого-нибудь POAP – это обретает большую ценность и продлевает жизнь знаковых моментов для игрока. Всё это усиливает эмоции, а возможность получать вознаграждение за потраченное время позволяет не отрываться от процесса самым экстремальным фанатам игр. И есть реальный шанс возродить гейминг и вывести его на совершенно новый уровень. Основная опасность лежит в “укатывании” зарождающейся индустрии в плоскость манимейкинга. Поэтому важно развивать сейчас именно криптоигры, а не GameFi. Иначе при ознакомлении с проектом мы так и застрянем на этапе, когда новые участники спрашивают: “А какой ROI/окуп у этого проекта?” А это явно не про гейминг. Пусть эта модель останется где-то там и живет своей жизнью, но криптогейминг должен идти дальше и транслировать культурные ценности, а заработок лишь как побочный эффект потраченного времени, внимания и вклада в проект.
Если уж говорить про финансовую составляющую и экономическую, то криптоигры не должны являться средством обогащения и делать богатых еще богаче, а бедных беднее. Скорее наоборот – это может быть отличным средством перераспределения активов от богатых в обмен на удовольствие поиграть с другими игроками из более бедных слоев и выделиться “косметикой” перед ними, а последние в свою очередь могут заработать, добывая ценности в игре и перепродавая их. Вдобавок это и отличный двигатель международной торговли.
Деньги, ценности, мошенничество – что общего?
Почему разработчики и издатели зачастую против открытых экономик?
- Главной причиной всегда были деньги. Разработчики и издатели не получают прибыли от сделок на вторичном рынке. Следовательно, их задача заключается в том, чтобы получить как можно больше через какую-нибудь кассу, где они могут продолжать продавать (на самом деле это сложно назвать продажей без передачи прав собственности. Это скорее пожертвование), а вы можете продолжать покупать вещи, которые вам на самом деле не принадлежат. Вещи, которые они всегда могли скопировать и дублировать, обесценивая не только ваш опыт, но и ваши покупки за реальные деньги. После покупки, если вы попытаетесь обменять эти вещи или продать, вы вполне можете претендовать на блокировку данного предмета или вообще аккаунта. Это один из основных моментов, который может помочь исправить блокчейн, он даёт нам возможность монетизации сделки после продажи или обмена предмета, это реализация, которая даёт компаниям возможность зарабатывать без необходимости постоянного продвижения (DLC). Напротив, это позволяет по-настоящему сосредоточиться на том, чтобы сделать игру как можно более увлекательной и интересной, без негативных последствий в попытке продать или обменять ту или иную вещь или предмет.
- Второй момент – это контроль. Закрытыми экономиками проще управлять. В открытых экономиках есть риск скатывания в pay-to-win. Если более богатый игрок может постоянно платить за преимущества и получать более редкую карту, то у него и шансов на победу больше, что в целом снижает соревновательный интерес у остальных. Да и всегда есть риск, что кто-то извне может всегда повлиять на проект. Например задампить курс и вбросив негативные известия, чтобы затем скупить актив. Но на наш взгляд – это просто ленивый или устаревший геймдизайн. Есть возможности для создания открытой экономики с поддержкой соревновательного духа и создания условий, где самый богатый далеко не всегда побеждает и с этим точно стоит экспериментировать. Как минимум самим разработчикам это может быть выгоднее, не считая интересов игроков. win-win.
Вы можете более безопасно и надежно торговать любыми предметами NFT через различные торговые площадки, но мошенничество все-равно останется. Тем более на данном этапе общий уровень знаний о WEB-3 пока низкий. Но так или иначе более старые системы еще больше наполнены мошенничеством, возвратными платежами, спорами и т.д. Это совершенно новая и современная борьба с онлайн-мошенниками. Давайте немного поговорим об этом, ведь мошенничество является большой проблемой, особенно в видеоиграх, и это ещё одна причина, по которой разработчики и издатели не предоставляли своим пользователям возможность бесплатной торговли предметами. К большому сожалению, с постоянным ростом количества видеоигр, с 2015 года одновременно растет и количество краж. И мы говорим здесь не о жалких миллионах долларов, а речь идёт о сотнях миллионов до миллиардов долларов! Сколько ценности заключается в силе игровой экономики, правда? Это не только сегодня, это было и вчера, это было в прошлом году и 5 лет назад. Но если вы никогда не обращали на это внимание, вы никогда не видели огромное кол-во сообществ, форумов, где друзья и единомышленники объединяются, чтобы продавать, покупать или обмениваться предметами в своих любимых играх – несмотря на опасности и риски.
Видеоигры выходят на новый уровень, будущее уже рядом
Сложно кого-то привести в пример, но если выделить что-то из списка криптоигр, что может использовать свой потенциал для заработка в них, то следует отметить Ember Sword и Blankos Block Party. А о Star Atlas еще рано говорить. Одни из немногих кто озадачился вопросом влияния pay-to-win и предпринял попытку это исправить на блокчейне была студия Bright Star Studios. По словам разработчиков, план игры Ember Sword будет состоять в том, чтобы ежемесячно выпускать в игру новые цифровые предметы, которые игроки будут находить по итогам поисков, прокладывая себе путь через веселые приключения и квесты. Игроки получат возможность зарабатывать действительно ценные предметы NFT через игровой процесс, поскольку просто играть в игру и получать удовольствие в долгосрочной перспективе будет намного выгоднее. Так это или нет, мы сможем узнать только после выхода данной игры, обещания всегда звучат очень радужно, посмотрим, что нас ждёт на деле.
На данный лонгрид вдохновила статья Марка Лорсена из Bright Star Studios.
Присоединяйтесь к обсуждению в наших Telegram чатах:
RU – @CryptoGamingPool
EN – @CryptoGamingPool_EN