Последнее обновление:

SUPERCELL ИНВЕСТИРУЕТ В ИГРУ MOONFROST

Первая инвестиция Supercell (Clash of Clans) в NFT пространстве пришлась на игру Moonfrost. В сид раунде Oxalis Games удалось привлечь сумму $4,5 млн.

Основатель студии Oxalis Games Рик Мур обещает выход первой версии игры к концу 2023 года.

ПЛАН РАЗВИТИЯ ORIGIN

Axie infinity опубликовали какой-то новый план развития, которого они собираются придерживаться.

$46 МЛН ИНВЕСТИЦИЙ НА WILDCARD

Пол Беттнер, соучредитель Playful Studios, хочет привлечь огромное количество новых игроков к Web3 с помощью новой игры Wildcard. Paradigm при поддержке Griffin Gaming Partners и Сабрины Хан возглавили раунд финансирования.

Wildcard – это гибрид MOBA, стратегия в реальном времени и коллекционная карточная игра, в которой игрокам придется столкнуться на арене.

CHAMPIONS: ASCENSION ОБНОВЛЕНИЕ

Много обещаний от чемпионов начинают потихоньку реализовываться. Владельцам чемпионов скинут на кошельки обещанных питомцев этим летом.

Демка виртуального мира «Slice of Messina» будет содержать в себе несколько локаций, нам обещают не скучный мир и ожидается, что в мире будут доступны мини-игры.

IMMUTABLE ЗАПУСКАЮТ ФОНД $500 МЛН

К текущей ситуации на рынке добавить нечего. Всё описано было уже ранее и давались рекомендации ещё с января и в мае. Здесь и здесь. Поэтому не будем заострять на этом внимание.

Куда интереснее наблюдать за венчурными инвестициями в это время. Кто-то ликвидируется или сокращает персонал, а кто-то прёт напролом и инвестирует по пол миллиарда. С апреля наблюдаю уже 4-ый новый фонд с фокусом на web3 с рейзом более $500 млн. Вот и Австралийская Immutable подтянулась, чтобы поддержать развитие экосистемы. Хотят привлекать разработчиков и выдавать им гранты, что достаточно рискованно в текущей макроэкономической ситуации.

Робби Фергюсон амбициозен как никогда, по его словам, спустя два года средние игровые студии сделают прорыв в web3 и окажутся раньше всех на этом рынке.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ МЕТАВСЕЛЕННЫХ ОТ ИГР И ПРИЧЕМ ТУТ БЛОКЧЕЙН?

В последнее время о метавселенных всё больше и больше разговоров и это несмотря на падение интереса к высокорисковым активам. Инвестиции в метавселенные продолжают литься рекой, предикшны и отчёты говорят о зарождающейся триллионной индустрии.

Приведу своё мнение на этот счёт и характеристики метавселенной, которые отличают её от игр. Давайте по порядку:

Метавселенные – это не будущее. Это настоящее. Благодаря развитию интернета и социальных сетей и игровой индустрии мы уже в некоем подобии зарождающейся метавселенной, но только в 2D. Наши личности оцифрованы и хранятся в базах данных. У компаний есть отличное представление о нас, эти данные можно перенести/использовать на разных платформах и где будут созданы персональные рекомендации. Люди работают над созданием контента и даже геймифицируют процесс общения в соц.сетях. Всё, что нужно – это создать 3D интерфейс, чтобы вывести геймификацию на новый уровень и ещё больше отождествить цифровую и реальную идентичность. Бенефитами может оказаться увеличение Retention, Sales и снижение издержек бизнеса.

Часто привожу в пример Telegram. Представьте, что Telegram – это некий Decentraland только в 2D. Здесь есть аватары у пользователей. Многих людей в чатах мы знаем только по ним и сформировали мнение о них никогда не сталкиваясь с ними в реальной жизни. Канал – это аналог земли. Чат – это аналог открытого мира.

При этом важным остается социализация и первое впечатление, поэтому покупка уникального аватара с подтвержденным фактом владения было бы резонной фичей. Земля может быть выгодным вложением для брендов и инфлюенсеров.

И представьте, что вы будете перемещаться не с помощью курсора по каналам и чатам, а с помощью цифрового аватара в одежде, которой вы обладаете. Из чата в чат (пространство), из канала в канал (земли) и всё это с геймификацией, сторителлингом в 3D мире похожем на MMORPG и достижения могут влиять на вашу идентичность в реальной жизни через цифровой паспорт и рейтинг (в хорошем смысле этого слова).

Есть семь важных аспектов виртуального мира, которые характеризуют его как Метавселенную. Их сформулировал венчурный инвестор Мэтью Болл. Автор книги “The Metaverse. And How It Will Revolutionize Everything”. И для некоторых из характеристик может подойти как раз-таки блокчейн и NFT. Я позволил себе добавить комментарии к этим характеристикам метавселенных. Этим можно оперировать в спорах с критиками концепции и теми кто относительно недавно начал интересоваться метавселенной.

• UGC. Пользователи должны иметь возможность создавать контент для метавселенной.

• Все события внутри метавселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов.

• Нет ограничений по кол-ву пользователей. Совсем нет. Любой может к ней присоединиться.

• Метавселенная бесконечна и функционирует всегда. Её нельзя отключить или остановить или изменить прошлые события. Здесь вспоминаем блокчейн и децентрализацию.

• Экономика. Люди работают в метавселенной и получают за это деньги. Также они владеют собственностью, могут продавать/покупать её и создавать. Следовательно это история ближе к NFT с хранением на своём кошельке, а не на проприетарных серверах компании. Если Roblox или Epic Games или кто-то там ещё планируют создать настоящую метавселенную, то они должны отдать право владения гражданам метавселенной.

• Метавселенная и реальный мир не должны существовать отдельно, они должны быть переплетены друг с другом. На данный момент phigital предметы, которые раздают бренды через NFT – это всего лишь мерч, который живёт своей отдельной жизнью после выпуска. Если мы продадим физический предмет, то это никак не влияет на NFT. События в реальной жизни и в метавселенной должны влиять в обеих реальностях.

• Интероперабельность и Кроссплатформенность. Контент должен иметь возможность переносится из одной платформы/игры в другую. Опять же мы приходим к концепции NFT, когда предмет хранится на кошельке у пользователя и другая платформа подключается к кошельку пользователя с целью проверки наличия NFT для отображения контента. Это никак не должно находится на серверах одной компании, либо все компании должны присоединиться к одной создательнице метавселенной, что приведет к другим проблемам и маловероятно либо метавселенная должна принадлежать глобальному правительству устанавливающему стандарты и правила, но пока метавселенная видится больше в качестве децентрализованной структуры, возможно это не так. Кроме того, созданный контент должен иметь возможность легко переносится в виртуальной пространство. Метавселенная должна быть доступна с разных платформ.

Не все MMORPG обладают этими характеристиками. На данный момент ближе всего к метавселенным в некоем традиционном понимании: Fortnite, Roblox, Second Life, Meta, Minecraft. В основном потому что у них уже сформирована огромная база пользователей и есть огромные средства, штат сотрудников и опыт для создания подобного. Не упомянул Decentraland, Otherside, The Sandbox лишь по этой причине.

Но первые должны принять концепции web3 т.к. без них им не удастся в полной мере воплотить настоящую метавселенную и им это будет проще сделать, чем вторым набрать пользовательскую базу. Если они хотят побороться за место под солнцем, а не быть поглощенными — им нужно очень быстро расти, быть гибкими, иметь запас ликвидности для того, чтобы пережить криптозиму и предоставить уникальные фичи. Фичи есть. Та же децентрализация и DAO, чтобы иметь возможность создавать политические объединения. Но пока DCL, TSB, Otherside далеки от возможностей для создания метавселенной, которая способна агрегировать триллионную экономику, ВВП которой способно превысить ВВП США, Китая или ЕС для начала хотя бы, не говоря уже о моменте флипа, когда метавселенная будет больше мировой экономики, что вполне вероятно в будущем.

Невошедшее*

1.Может ли блокчейн не вредить, а помогать экологии?

Владельцев криптовалюты часто критикуют экоактивисты: действительно, чтобы намайнить, допустим, один биткоин, нужно потратить колоссальное количество электроэнергии. То же самое касается и многих других криптовалют. Впрочем, ситуация начинает понемногу выправляться — поскольку криптоинвесторов стало очень много, они заботятся о своей репутации и делают первые шаги в сторону экологичности крипты.

Просто для понимания — сейчас на майнинг биткоинов во всем мире тратиться столько же энергии, сколько за год потребляет все население какой-нибудь небольшой страны. Как минимизировать урон для окружающей среды? Делимся несколькими идеями, которые уже частично применяются в разных странах.

Среди источников энергии есть относительно бесполезные — к таким, например, обычно относят газ, который выделяется на нефтяных буровых установках. Традиционно этот газ просто сжигали в процессе добычи нефти: этот процесс называется «факельным сжиганием» — дело в том, что собирать этот газ и как-то его использовать было слишком дорого, поскольку для этого требовалась качественная инфраструктура. Так было до тех пор, пока биткоин не подорожал: оборудование для майнинга начали устанавливать прямо на буровых площадках — оно работает на энергии, которая вырабатывается при «факельном сжигании». Некоторые компании на Ближнем Востоке уже изучают возможность ввести такую практику централизовано.

Блокчейн может сделать добычу энергии более эффективной: часть денег, которые зарабатываются на майнинге криптовалюты, можно направлять на развитие возобновляемых источников энергии — в отличии от нефти и газа они неисчерпаемы и не слишком вредят экологии. Как пример — строительство геотермальных электростанций в Сальвадоре, стране победившего биткоина. Проект может дать толчок для развития экономики всей страны.

Блокчейн, наконец, может стать технологической базой для создания системы, которая будет эффективнее распределять энергию. Интеграция блокчейна в энергетический сектор позволит обычным потребителям в обход розничных продавцов связываться напрямую с оптовыми дистрибьюторами — потенциально это должно снизить счет за электричество на 40%, поскольку персонал мелких фирм обычно получает зарплату за такие услуги, как выставление счетов или мониторинг использования счетчиков. Если необходимость в этом отпадёт, то можно будет серьезно сэкономить не только свои деньги, но и саму энергию — крупные дистрибьюторы, которым придется бороться за клиентов, будут вынуждены предоставить самые удобные тарифы, тем самым минимизировав потери и улучшив свои технологии.

2.TON — криптовалюта, создателем которой негласно считают Павла Дурова. Какое будущее её ждет и чем она отличается от других блокчейнов?

Как и во многих бизнесах, в телеграме блокчейн появился с целью привлечь дополнительные инвестиции новым способом.
Пройдя огонь, (американские судебные разбирательства) и воду (откалывание части команды) сейчас проект формирует медные (скорее даже по-дубайски золотые) трубы, по которым получили уже $1.2 млрд капитализации. Пиковое значение было достигнуто в декабре на отметке в $5.86 млрд. В проекте есть сотни специалистов, которые ежедневно трудятся над тем, чтобы повышать курс валюты и доверие к ней. Цена любой криптовалюты напрямую зависит от внимания, и в TON это прекрасно знают. Они активно используют маркетинг и хайп, так, например в январе курс вырастал на 15% в течении дня после выхода клипа Моргенштерна — в нём он пел «продал все битки, купил TON, суку снял и заплатил криптой».

Помимо сугубо финансовой составляющей, блокчейны давно стали платформами для создания разнообразных проектов. Технические особенности площадок, например, позволяют записывать на их основе контент и делать игры. На сегодняшний день важнейшие факторы для успеха культурной составляющей того или иного блокчейна — цена транзакции и пропускная способность.

Пользователи главной «культурной» криптовалюты Эфириум страдают от высоких цен за проведение транзакций, во время продаж громких проектов она может доходить до нескольких тысяч долларов. Редко в какое время покупка NFT на ETH обходится меньше чем в $10-20. В TON эта сумма измеряется в долях цента.
Минусы большинства успешных NFT на TON в том, что их сложно назвать по-настоящему самобытными и принятыми сообществом крипто-коллекционеров. Здесь пока часто делают ставку на практически полное копирование успешных коллекций из Эфириума и агрессивную маркетинговую стратегию внутри Telegram, нацеленную на неискушенную аудиторию. Первичная цена таких токенов 50-150$, судя по чатам, большая часть ЦА остается довольна такой же суммой, полученной сверху после перепродажи.

Криптосообщество не относится к арту и коллекционкам на TON с особым уважением. Сложно представить за счет чего в TON собираются улучшать статус и нужно ли им это в принципе. Можно предположить, что в блокчейне не ставят целью стать своими в сформированном сообществе и хотят создать своё за счет иного подхода к продвижению (в отличие от коллекций на TON, большинство блокчейн-проектов продвигаются в Twitter и Discord).

Основные игровые блокчейны Solana и Polygon пытаются решить проблему пропускной способности и стабильности — порой, наплывы игроков могут положить сети. В Solana такое происходило из-за Stepn, Polygon же в целом пока частенько тормозит. Разработчики TON обещают, что в игры на их платформе смогут без проблем играть миллионы людей. Проверить это пока не удавалось — все проекты находятся на стадии разработки. Перспективы игр на TON кажутся мне гораздо более радужными — аудитория криптоигр не такая придирчивая, как любители крипто-арта. Люди вполне могут заинтересоваться возможностью заработка в стабильных проектах.

Соревнование блокчейнов можно сравнить с борьбой операционных систем или браузеров. В TON успешно справляются с этой миссией и уже входят в топ-200 блокчейнов. Возможно он пока и далек от звания «трушного», но его точно можно назвать нетривиальным и отличающимся от сотен других проектов.
В нём явно виден почерк Дурова: необычный подход к маркетингу, создание своих правил игры, стремление к массовости любой ценой и легкое заимствование успешных решений.
Криптомир живёт по своим правилам, успех в обычном мире может ничего не значить в web3. Кажется, Павел Дуров активно пытается попасть в новый дивный мир и стать там видной фигурой. Насколько это у него получится покажет только время — на планете сейчас лишь 300 миллионов пользователей криптовалют и это сравнимо с аудиторией интернета в 1999.

3.Сальвадор потерял половину инвестиций в биткоин из-за падения курса. Стране прогнозируют дефолт.

По состоянию на 14 июня 2022 года инвестиции Сальвадора в биткоин стоят примерно половину того, что за них заплатила страна.
В октябре 2021 года президент Сальвадора Найиб Букеле приобрел на «спаде» 420 биткионов по цене более 60 тысяч за один биткоин. 9 мая он снова купил на «спаде» 500 биткоинов по цене более 30 тысяч за один биткоин. Теперь стоимость криптовалюты опустилась ниже 22 тысяч долларов — это минимум с конца 2020 года.
Сейчас Сальвадор держит 2301 биткоин, стоимость которых к моменту публикации заметки составляет около 53 миллионов долларов. Букеле инвестировал в криптовалюту 105,6 миллиона долларов.
Эти средства составляют около 20% ВВП Сальвадора.

В стране начались протесты из-за «биткоинизации» — местные боятся ухудшения экономической ситуации. Митингующие выступали против Букеле, который, по их мнению, сосредоточил в своих руках слишком много власти и ослабил независимость судов — в ответ он иронично назвал себя в твиттере «самым крутым диктатором».

В мае 2022 года риск дефолта в Сальвадоре вырос: Букеле планировал выпустить крипто-облигации, но их выпуск отложили из-за падения курса. Госдолг страны превысил 24 миллиардов долларов.

4.TAG Heuer позволит демонстрировать владельцам NFT через часы

Швейцарский бренд TAG Heuer, основанный в 1860, предложил владельцам часов возможность демонстрировать коллекцию NFT на своих TAG Heuer Connected Calibre E4.

«Я внимательно изучил вселенную NFT, которая вторит традициям TAG Heuer быть авангардными и инновационными в технологиях. Наши часы позволяют пользователям продемонстрировать свою цифровую личность», — заявил исполнительный директор TAG Heuer Фредерик Арно.
Для разработки новой функции бренд консультировался с ключевыми сообществами BAYC, Cryptopunk, Clone-X и Wow. Через часы можно будет подключиться к криптокошельку на просматривать коллекции NFT.

Подтверждение права собственности визуализируют в виде шестиугольника с облаком частиц, вращающихся вокруг изображения.

Швейцарцы показали отличный пример вхождения в мир web3 от компании с многовековой историей. Было бы интересно увидеть логическое продолжение истории и проект в метавселенной — например, квест с собиранием NFT-шестеренок.

5.HTC выпустят смартфон для метавселенной

Тайваньский производитель смартфонов и планшетов анонсировал выход телефона для метавселенной в своем твиттере. Релиз состоится 28 июня.

Впервые о создание мета-смартфона компания HTC упомянула на конференции Mobile World Congress в марте, а запуск готового продукта откладывался из-за сбоев в цепочках поставок.

Корпорация не стала раскрывать характеристики созданного устройства, но утверждает, что это — флагман. На мероприятии HTC также рассказала о запуске нового бренда Viverse, под которым будет выходить вся рассчитанная на работу с метавселенными техника, в том числе VR-шлемы, цены которых стартуют с $499.

«Viverse гарантирует беспроблемный опыт, доступный на любом устройстве и в любом месте, и обеспечивающийся виртуальной и дополненной реальностью, высокоскоростным подключением, искусственным интеллектом и технологиями блокчейна, в которые HTC инвестировала в течение нескольких лет», — отметил топ-менеджер HTC Шер Ван.

HTC была одним из лидеров рынка смартфонов в 2000-х. В 2019 вышел блокчейн-смартфон HTC Exodus 1, который продавали за $699 в фиатных деньгах, Litecoin и Binance Coin. Но тогда особого ажиотажа он не вызвал, интересно какая реакция будет на эту модель.

6.В Дубае создадут 42000 рабочих мест в метавселенной и добавят $4 миллиарда на развитие отрасли.

Наследный принц Дубая шейх Хамдан даже создал комитет, курирующий стратегию развития метавселенной ОАЭ. Ближайшие задачи программы: улучшения работы хирургов на 230% и повышение производительности инженеров на 30%.
Шейх пообещал создать не менее 42 тысяч новых рабочих мест и выделить на это $4 миллиарда.
Самая важная цель стратегии — увеличение вклада метавселенной в ВВП эмирата до 1%.

По информации государственного информационного агентства Wam, наследный принц и его коллеги в настоящее время формируют целевую группу для отслеживания последних событий в цифровой экономике, включая технологии и тенденции метавселенной.

Шейх Хамдан сказал: «Мы хотим непредвзято смотреть в будущее и формировать фундамент для счастливой жизни будущих поколений жителей Дубая. Этот шаг поможет нам полностью понять новую реальность и изучить уникальные идеи, которые будут формировать светлое будущее для всего ОАЭ, максимизируя будущие возможности для бизнеса».
На встрече высших лиц эмирата также обсуждали искусственный интеллект. Собравшиеся сошлись на том, что метавселенная позволит расширить границы торговли и охватить миллионы людей, которые физически не находятся в Дубае.

Дубай давно планирует стать ключевым игроком в виртуальном мире, здесь разрабатывают нормативную и законодательную базу для сектора.
Местные финансисты ожидают, что доходы бизнеса от метавселенной могут вырасти до 400 миллиардов долларов уже к 2025 году.

Пару недель назад управление по регулированию виртуальных активов Дубая (VARA) открыло свою штаб-квартиру в метавселенной, это сделало его первым регулятором, который присутствует в развивающемся цифровом пространстве. VARA направлена на популяризацию децентрализованной модели управления чем-либо.

7.Виталик Бутерин: биткоин и альткоины не заменят фиатные валюты никогда

Соучредитель Ethereum Виталик Бутерин, который в любых сложных ситуациях знает, как надо действовать, высказался по поводу возможной замены традиционных государственных валют криптой. Он придерживается не очень популярной в криптосообществе точки зрения: криптовалюты никогда не заменят государственные валюты.

В последние несколько месяцев мировая экономика трещит по швам. Учитывая постоянно растущие цены буквально на все, картина ближайшего будущего рисуется очень мрачная. Эти тенденции заставляют экспертов предположить, что скоро национальные валюты начнут отходить на второй план в связи с потерей покупательской способности, уступая место альтернативным активам.

Новости для рубрики невошедшее позаимствованы и проверены с канала BCC BLOCKCHAIN CULTURE