ДЕНЬГИ, ТОКЕНЫ И ИГРЫ

Последнее обновление:

Именно такой заголовок составили для аналитического обзора одного из крупнейших банков планеты – Citi.

3 главных драйвера для адопшна блокчейна по мнению аналитиков Citi:
– CBDC;
– Токенизированные финансовые активы;
– Токенизированные игровые активы

Аналитики Citi ожидают, что к 2025 году аудитория крипто игр составит от 50-100 млн пользователей.

“Сильное заявление…”

Немного рефлексии о текущем положении дел:

Если смотреть ончейн, то сейчас порядка 2 млн уникальных активных кошельков (UAW) примерно половина из которых боты, а если смотреть в отчёты, того же Sensor Tower, то они дают цифру порядка 10 млн MAU. И да, NFT и Crypto Games теперь это признанные ниши. В аналитических обзорах появляются отдельные блоки про крипто игры либо как один из видов монетизации.

Да, по многим параметрам эти значения по-прежнему мизерные: по тем же загрузкам на мобилки и выручке тут вообще нечего сравнивать: Доля менее 1%. 0,08 млрд. загрузок криптоигр против 90 млрд. тотал в 2022 году. Вероятно это один из факторов почему ещё многие старожилы в геймдеве скептически настроены к этому явлению, если не считать низкое качество проектов и пр.

Но если брать KPI (ретеншн, отток, время сессии, ARPU), то классические игры и рядом не стоят + важно учесть отсутствие подходящих инструментов для отслеживания показателей и влияния на них поэтому у них есть огромный потенциал роста, который далеко не исчерпан.

Самое главное, что это потрясающий новый опыт для игроков и чтобы понять его надо просто попробовать. И в то же время этот опыт является противоречивым т.к. зачастую вознаграждение компенсирует плохой опыт, но при утрате средств усиливает его, особенно, если игроку неинтересны мета-слои геймплея связанные с использованием блокчейна (отслеживание транзакций, построение таблиц, создание обучающего контента, влияние на проект и его обсуждение, создание и поиск новых тулз для взаимодействия с блокчейном).

Всего каких-то три года назад мы выбирали из пару десятков неактуальных проектов во что бы поиграть и ждали по несколько месяцев выхода одной игры и заходили в нее всем комьюнити пару месяцев и потом снова уходили в режим ожидания.

Типичный диалог в чате 3 года назад:
– “Всем привет! Подскажите во что поиграть?”
– “Сейчас пока ждём такую-то игру” но можно поиграть в это, но если только по фану. Заработка там нет.

К слову, сейчас, заработок – это по-прежнему чувствительная тема, но игры выходят гораздо чаще и кто ищет, тот найдёт (не сказать, что качественные, но это уже что-то). Выбор есть. Ещё хочется добавить, что крипто игры на старте не создавались как инструмент заработка, а просто давали такую возможность благодаря Владению.

Эксперименты с тем как предоставлять вознаграждение ещё продолжатся. Далеко не факт, что ставший привычным фарм токенов останется. Простое использование игры не может оцениваться так дорого сколько игрок может заработать. Следует создать условия, чтобы игроки могли вносить больше ценности в развитие проекта и стимулировать это, если мы говорим про владение игрой, говернанс-токеном или про кобилдинг. Возможно ценность, которую может создать игрок находится за пределами геймплея или даже в IRL.

Резюмируя, хочется отметить эту маленькую победу, что данные по этой нише стали включать в отчёты крупнейших банков и аналитических компаний отдельным блоком. Иногда Crypto/NFT выделяется как вид монетизации, но это верно лишь для web 2.5 игр, но и это является важной вехой в развитии направления.

Подписывайтесь на наш канал в телеграм и заходите в наш главный чат обсудить последние новости.