На днях меня спросили — Зачем проекту токен? Ведь от него много проблем и успешность проекта гораздо сложнее прогнозируется, несмотря на некоторые плюсы в фандинге. При создании токеномики появляется множество факторов, которые влияют даже на устойчивую бизнес-модель.
Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу и чату, чтобы быть в курсе главных трендов крипто игр.
Предположу, что ответ кроется в плоскости вашей стратегии выхода на рынок и подходу к разработке. Если вы не планируете привлекать комьюнити к принятию решений, развитию проекта, к помощи в продвижении и т.д., то ответ скорее нет, чем да. Если вы способны реализовать проект самостоятельно, то и токен выглядит лишним.
Один из web3 подходов можно охарактеризовать как Go-to-Community (GTC). Собирается сообщество единомышленников с какой-то определенной болью, миссией и четкой целью. Сообщество растет и появляются контрибьюторы.
Контрибьюторы начинают вносить вклад, билдятся тулы решающие боль, амбассадоры-евангелисты a.k.a. адвокаты этого сообщества помогают продвигать тулы и само сообщество. Каждый чувствует сопричастность. Растет ответственность и проактивность. На этой базе создается DAO для хранения средств в мультисиге и для голосования.
Это чем-то напоминает холакратию (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F) или stakeholder concept. Холакратия используется в Zappos и Medium. Вот как у них это работало в 2014 году.
1. Должности заменяются ролями, которые определяют работу, а не людей. У одного сотрудника может быть несколько ролей.
2. Вместо делегирования — разделение обязанностей.
3. Структура компании гибкая и постоянно меняется. Сотрудники могут принадлежать к нескольким кругам (отделам) и переходить из одного в другой.
4. Начиная от гендиректора и заканчивая уборщицей, все придерживаются одних и тех же правил, прописанных в конституции.
Зарплата привязывается не к должности, а к роли, которая фиксируется бейджем с геймификацией карьерной лестницы.
Напоминает некоторые web3 комьюнити, которые выросли в большие криптостартапы.
У такого подхода есть свои плюсы и минусы и поэтому вы четко должны понимать цели и задачи, которые собираетесь решить с помощью токена. Токен отлично подходит для горизонтальных структур, в которых можно вознаградить ранних последователей и мотивировать развивать проект, чтобы извлечь больше ценности из него и использовать по назначению, а не для спекуляций.
И перед тем как выпускать токен подумайте, что вам нужно от токена и какая стратегия будет эффективнее. А ещё оцените сможете ли вы не только создать ценность токенам, но и сможете ли вы создать культуру и мотивацию, чтобы ценность добавляло сообщество в продукт.
Сейчас мы наблюдаем 3 подхода для заработка в крипте:
• Web2
• Web2.5
• Web3
В Web3 распространена модель Community-Led Growth (CLG) следовательно и воронка другая маховик (Awareness -> Engagement -> Acquisition -> Advocacy) и метрики вашего продукта измеряются в метриках комьюнити: Участие в голосовании, комьюнити-коллах, Engagement Rate, Контенте, Ретеншн в комьюнити и кол-во решенных задач контрибьюторами.
Но будьте аккуратны. Комьюнити может оказывать деструктивное влияние, а горизонтальные орг. структуры медлительными и не всегда эффективными.
В отличие от Product-Led Growth (PLG), во главе стоит комьюнити, а не продукт, но при этом это не означает, что технически команда должна быть слабая. При этом мне кажется, что PLG можно совмещать с CLG. Например при создании крипто игр, в которых web2 объединяется с web3. Главное подходить к этому осознанно перед тем как штамповать токены.
На мой взгляд, чтобы делать настоящий Web3 продукт нужны новые либо альтернативные фреймворки и система управления командой. И именно неправильный подбор фреймворков руинит стартапы в web3.
Сообщество создает продукт, а не продукт в надежде привлечь сообщество.
Подписывайтесь на наш канал в телеграм и заходите в наш главный чат обсудить последние новости.